Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

13.10.2019 Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

Такси сегодня все больше выполняет роль общественного транспорта, особенно в городах, где он плохо работает. По недавним исследованиям, в 13 регионах России более половины поездок совершаются такси, водители которых не имеют разрешения на работу.

Более того многие приезжие водители имеют поддельные права и отследить их происхождение практически невозможно. Решить проблему предлагают с помощью цифровых профилей таксистов. Что это такое, и изменится ли ситуация в лучшую сторону?

Истории с неадекватными таксистами у всех на слуху. Сегодня сесть в такси, как сыграть в рулетку, с большой вероятностью может не повезти. А все потому, что агрегаторы, с которыми те работают, недостаточно добросовестно подходят к отбору таксистов.

Отрасль таксомоторных перевозок бурно развивается. Примерно, 27 миллионов заказов ежедневно по всей стране. Многие из самозанятых таксистов это приезжие из сопредельных государств: киргизы, узбеки, таджики, казахи, белорусы и тд.

Чтобы взять в аренду автомобиль и начать зарабатывать извозом, всего лишь нужен стаж 3 года. При этом проверить подлинность прав водителей-иностранцев почти невозможно. Поэтому и возникла идея создать цифровой профиль таксиста.

Планируется, что госорганы стран Евразийского союза будут вносить в него данные о водительском удостоверении, штрафах, медицинской справке, и даже о наличие судимости у водителя. Агрегаторы такси идею поддерживают. Вопрос только, как скоро её реализуют?

Система позволит агрегаторам и таксопаркам получать важные сведения о водителях, а ещё создавать черные списки, чтобы попавшие в него таксисты не переходили из одной компании в другую, маскируя прежние «косяки».

Но смогут ли оценивать риски сами пассажиры? Сейчас им доступны только данные о машине и на водителя, и, видимо, так всё и останется. Ведь здесь уже встает вопрос о персональных данных человека, которые, по закону, не должны распространяться.

Но самое сложное это даже не отсеять водителя, а контролировать его. Число ДТП с участием такси выросло на четверть. Бывает, что на одной машине, и даже по одним правам, ездят несколько человек. Они мало отдыхают, а поэтому засыпают за рулем и не проходят медицинский контроль.

Появление цифровой базы, скорее всего, наведет определенный порядок, но вряд ли станет панацеей. Пока же пассажиры сами должны позаботиться о своей безопасности. Поэтому не стесняйтесь, оставляйте отзывы о водителях и ставьте им оценки. Возможно, это спасет кому-то жизнь.

Вскоре у каждого таксиста появится личный цифровой профиль Ссылка на основную публикацию Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

Таксистов «нарисуют» в профиль

Столичные власти составят цифровые профили водителей такси и проследят за их работой. В частности, департамент транспорта сможет получать сведения о стаже таксиста, наличии судимости, данные о техосмотре его машины.

Если после проверки водитель не будет соответствовать требованиям, его могут заблокировать. Разработкой цифровых профилей займется компания «Интермобилити» — ранее ЦОДД заключил с ней госконтракт на 93 млн руб.

Но зачем нужны эти профили? И как это отразится на пассажирах? Разбирался Владислав Викторов.

Идея создать цифровые профили таксистов появилась в прошлом году.

Предполагается, что если у властей будет больше сведений о водителях, это сделает сферу перевозок безопаснее — во-первых, к управлению такси станут допускать только водителей без судимости и со стажем свыше трех лет, во-вторых, с помощью сервиса можно проконтролировать режим труда и отдыха.

Сейчас в Москве, по данным дептранса, больше 140 тыс. такси. И поскольку ЦОДД фиксирует все их передвижения, специалисты заметили, что в последнее время аварий с участием такси стало больше, но выяснить причины невозможно.

Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

Цифровые профили это исправят, объясняет заместитель руководителя ЦОДД Александр Евсин: «Не очень правильная сейчас ситуация. Автомобиль такси зарегулирован довольно жестко, а вот водителей практически никак не контролируют.

И это на фоне конкурентной борьбы агрегаторов привело к тому, что начали падать цены, потому что квалификационных требований особо нет. Для нормальной регулировки всего этого нужно понимать, сколько водителей реально работают.

Чтобы не получалось так, что они трудились в одном агрегаторе, после этого перелогинились и ушли в другой, а под конец 17 часа своей работы попали в ДТП. А такое, к сожалению, бывает».

Пока в полной мере оценить, как будет работать система, невозможно. Планируется, что ее создание завершат лишь в октябре, а в конце года внедрят во все агрегаторы. В профсоюзе столичных таксистов “Ъ FM” заявили, что в целом поддерживают введение цифровых профилей.

Как минимум это поможет исключить водителей-нелегалов, отмечает председатель организации Александр Макаров. Но пассажирам стоит готовиться к повышению стоимости. «Рынок диктует цены, но конкуренция огромная.

Если они введут эту схему, количество официальных такси сократится.

В ценообразовании должен быть порядок, такси не должно стоить дешево.

Эти переработки по 20 часов в день для водителей — это не нормально. С мигрантами тоже надо решать вопрос, чтобы у всех были российские водительские удостоверения. Контролировать все это надо».

Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

По данным правительства Москвы более 40% водителей легального такси в Москве — это приезжие преимущественно из стран СНГ. Проверить подлинность их документов невозможно, и из-за цифровых профилей таких водителей, скорее всего, будут блокировать.

Собеседники “Ъ FM” не исключают, что это приведет к возникновению теневого рынка перевозок. Но пока об этом говорить рано, полагает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская: «Просто создать некий софт, который будет предоставлять сведения о водителе, недостаточно.

Для этого нужна обязательная законодательная база с требованиями, которые будут применяться к водителю.

Необходимо понимать, как все контролируется, какие меры ответственности несет таксист за несоблюдение тех или иных правил, требований.

Пока что они определяются 69-ФЗ, согласно которому водитель всего-навсего должен получить разрешение, требования к водителю — только стаж, ничего другого там не обозначено».

Предполагается, что цифровой профиль водителя станет одним из ключевых шагов в попытке отрегулировать рынок пассажирских перевозок в Москве. Впрочем, закон о такси, который должен сформировать единые правила в этой сфере для всей страны, депутаты не могут принять уже почти год. Так что пока, похоже, есть риск, что сотня миллионов уйдет на эксперимент без особенных последствий.

Читать далее

Ранее сервис заказа премиальных автомобилей Wheely отказался предавать столичным властям данные о геолокации своих машин — это было одним из условий возобновления работы в период режима самоизоляции.

В компании посчитали, что это требование позволит вести наблюдение не только за водителями, но и пассажирами. В итоге прокуратура признала возобновление деятельности сервиса незаконным.

Компания это решение обжаловала.

У таксистов может появиться цифровой профиль

Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

Людмила Бокова. Юрий Инякин / ПГ

Обязательные курсы подготовки таксистов, возможность самозанятым гражданам работать в такси и обеспечение свободного доступа пассажира к цифровому профилю водителя — эти и другие изменения вошли в проект закона о регулировании рынка таксомоторных перевозок, который подготовила рабочая группа при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества под председательством Людмилы Боковой. Сенатор рассказала «Парламентской газете» об основных положениях документа.

— Людмила Николаевна, с 2015 года в Госдуме находится отраслевой законопроект о такси.

Над документом долго и кропотливо работали, однако уже готовый ко второму чтению вариант вызвал резкую критику Государственно-правового управления (ГПУ) Администрации президента.

Там полагают, что принятие документа ограничит рынок агрегаторов такси и приведёт к росту цен. В чём отличие вашей версии закона?

— В нашем законопроекте мы постарались учесть все замечания, высказанные по проблеме такси в экспертном сообществе, в самой отрасли и, конечно, в Государственно-правовом управлении Администрации президента.

Поэтому вала критики не боимся. Тем более что структуру отрасли мы особенно не меняем.

 Просто делаем так, чтобы такси было безопасно для пассажиров, находилось под контролем у государства и чтобы при этом не выросла стоимость услуг.

Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

Для таксистов предложено создать цифровой профиль

Законопроект будет регулировать всю отрасль — от частника-одиночки до крупных таксомоторных парков и агрегаторов такси. Концепция документа заключается в том, чтобы максимально цифровизовать сферу, связанную с пассажирскими перевозками. В частности, появятся реестры водителей такси, их цифровые профили, которые будут открыты и доступны. Это сделает максимально прозрачной данный вид услуги.

  • Законопроект находится на финальной стадии подготовки и в скором времени будет внесён в Госдуму.
  • — Какие новшества он предлагает и что мешает внести его прямо сейчас?

— Это масштабный документ, в котором 87 страниц. Все предложения перечислять долго, но можно назвать наиболее значимые. Например, мы даём возможность самозанятым гражданам работать в такси. Позволим таксисту рассчитывать на соответствующее щадящее налогообложение.

 Закон, устанавливающий налог на профессиональный доход для самозанятых, вступил в силу 1 января 2019 года и действует пока в четырёх регионах.

Самозанятые граждане платят налог в размере четырёх процентов от дохода при реализации товаров или услуг физическим лицам и шести процентов — ИП и юридическим через мобильное приложение «Мой налог» или в личном кабинете на сайте ФНС.

Также предлагаем ограничить количество разрешений для предоставления услуг такси в городах. Для этого следует исходить из формулы Х разрешений на 1000 жителей. При этом пока не можем определить оптимальное количество машин такси на душу населения. Собственно, это и есть та причина, по которой законопроект ещё не внесён. Мы всё ещё считаем.

Читайте также:  Новости об изменениях в приложении Таксометр от Яндекс.Такси

— Возвращаясь к цифровому профилю водителя и реестрам, это как-то будет связано с порталом госуслуг?

— Совершенно верно, через него будет проходить идентификация и аутентификация пользователей. Каждый россиянин сможет посмотреть цифровой профиль таксиста, к которому он сел в машину.

В профиле будет указана информация о личности водителя, его номер, когда и где работал и так далее. С появлением цифровых профилей таксистов, уверена, станет меньше хамства со стороны водителей, их неадекватного поведения на дорогах и нападений на пассажиров.

Больше не придётся садиться в машину не понятно к кому и переживать, удастся ли доехать до конечной точки маршрута.

С появлением цифровых профилей таксистов, уверена, станет меньше хамства со стороны водителей, их неадекватного поведения на дорогах и нападений на пассажиров.

Также в целях повышения безопасности пассажиров и других участников движения документом предусмотрено через три года после его вступления в силу ввести специальные курсы для водителей такси. Это обязательная минимальная подготовка именно для тех, кто собирается работать в этой сфере.

Сегодня, чтобы стать таксистом, водитель должен иметь права категории В и стаж как минимум три года. Предполагается, что только пройдя спецкурсы, таксист сможет подтвердить свою квалификацию или же должен уйти из отрасли. Всё это уже предусмотрено, например, для водителей автобусов.

Требования по курсам для водителей такси ещё не разработаны и появятся отдельным подзаконным актом.

— Кстати, в проекте закона, который раскритиковали в ГПУ, предусмотрено, что работать в отрасли смогут только российские агрегаторы и водители. Что предлагается у вас?

— Гражданам СНГ не возбраняется работать таксистами в России, но опять же через три года после вступления закона в силу у всех перевозчиков должны быть российские водительские удостоверения.

Для этого следует проработать механизм замены прав для граждан ближнего зарубежья. Сейчас такого механизма нет.

Предполагается, что для замены документов иностранные граждане будут сдавать экзамены в ГИБДД.

От цифрового пропуска к цифровому профилю водителя: ищем плюсы в самоизоляции

Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

Еще несколько недель назад идея о введении цифрового профиля водителя в правоприменительную практику ГИБДД казалась мало осуществимой в ближайшем будущем. Но уже сегодня власти Москвы ввели электронный сервис, охвативший миллионы москвичей. Портал «АвтоВзгляд» задался вопросом, каким будет следующий виток в поголовной цифровизации россиян и есть ли шанс, что суровые дни тотального цифрового контроля можно будет, по завершению пандемии коронавируса, обернуть во благо водителей и безопасности дорожного движения?

И в этой связи напомним, что еще в начале марта в ОНФ прошел круглый стол рабочей группы «Защита прав автомобилистов» с представителями ГИБДД и правительства РФ.

Эксперты «Общероссийского народного фронта» предложили тогда определять для каждого водителя индивидуальный коэффициент риска, как это делается при автомобильном страховании, но только на основе обработки больших данных, получаемых от ГИБДД и камер фиксации.

По мнению членов рабочей группы, фискально-карательная система исчерпала себя и с появлением новых технических возможностей надо внедрять более действенные механизмы профилактики аварийных ситуаций на дорогах, снижать риски возникновения ДТП и вводить цифровой профиль водителя, который позволит оперативно получать всю исчерпывающую информацию о каждом конкретном автомобилисте и — сообразно истории его поведения на дороге — назначать ему суровые взыскания, либо ограничиваться устными предупреждениями о допущенных нарушениях.

— Риск-ориентированный подход направлен на совершенствование системы безопасности дорожного движения, тем не менее автоматическая оценка индивидуальных особенностей водителей еще невозможна.

Мы относимся к нему с интересом, однако, что касается изменений действующего КоАП, пока приняли решение оставить неизменными размеры штрафов, а в дальнейшем работать над совершенствованием системы.

При этом водители должны четко осознавать последствия своих действий, И также необходимо соблюсти принципы неприкосновенности частной жизни, что касается личных данных водителей, — отметил тогда на круглом столе заместитель министра юстиции РФ Денис Новак.

Несмотря на то, что идея экспертов ОНФ тогда показалась чиновникам несколько опережающей время, с приходом в нашу жизнь коронавируса все резко изменилось. И вот сегодня личные данные каждого москвича и жителя Подмосковья, которые правительство еще месяц назад стремилось тщательно оберегать во имя неприкосновенности частной жизни, собраны, по сути, и зафиксированы.

Московский Дептранс даже проработал перевод проверки пропусков полностью в автоматический режим — через карты «Тройка», например, которых выдано уже 35 млн. штук, или «Стрелка», а то и через социальную карту москвича.

Вопрос в том, что будут делать власти со всеми полученными данными и технологиями дальше.

Поставят под ружье в борьбе с различными деструктивными проявлениями или станут использовать для новых ужесточений режима, изменив демократическое общественное устройство на уставные порядки в цифровом концлагере?

— Данные, которые сегодня генерируют люди, очень ценны, — поделился с порталом «АвтоВзгляд» своим видением ситуации руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

— В случае с введением в Москве режима повышенной готовности из-за пандемии коронавируса, мы видим, какое законопослушное у нас население. Раз — и чуть ли не одномоментно они организовано зашли на сайт mos.ru и зарегистрировали 3 млн. пропусков.

Это говорит о том, что провести регистрацию данных водителей также не составит никакой проблемы и займет очень короткое время. Далее ничто не мешает ввести предложенный нами учет индивидуального коэффициента риска при установлении наказания за нарушения ПДД.

Для расчета такого коэффициента может использоваться большой массив данных от камер видеонаблюдения и история нарушений…

Напомним, что согласно предложениям рабочей группы «Защита прав автомобилистов», разрабатывающей альтернативный вариант поправок в водительскую главу КоАП, в документ необходимо заложить четкий принцип того, что наказание устанавливается исключительно для предотвращения ДТП.

— Внедряемые сегодня технологии безусловно будут в дальнейшем использоваться в государственном регулировании автотранспортного бизнеса, деятельности агрегаторов такси, а также при создании новой системы администрирования правонарушений в сфере безопасности дорожного движения', — считает руководитель центра компетенций АНО МЕФТ Станислав Швагерус. — Будущее определенно за системой, основанной на индивидуальном коэффициенте риска водителя автомобиля. А на примере московского «цифрового опыта» видно, что ничто не мешает начать обкатывать ее уже в самое ближайшее время…

Тем не мене, как мы знаем по опыту жизни с камерами автоматической фиксации нарушений ПДД или пресловутым приложением «Помощник Москвы», система цифрового контроля может работать как во благо людей, так и против. И тут мы подходим к еще одному важному вопросу — алгоритму использования любого электронного инструмента контроля.

Можно, как это делается в Первопрестольной сейчас, применять его в фискальных целях, или поставить на рельсы здравого смысла и применять для реального предупреждения ДТП и профилактики нарушений.

Пока, к сожалению, жизнь показывает, что власти скорее всего выберут первый вариант, привычно решая любую проблему штрафами или… еще большими штрафами.

Хотя, судя по предложениям ОНФ, возможны и другие варианты…

Ненаучно-фантастический рассказ Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен Ненаучно-фантастический рассказ

Дептранс Москвы соберет персональные данные водителей такси

Цифровой профиль водителя такси: что это, как работает, для чего нужен

Максим Стулов / Ведомости

Таксопарки, агрегаторы такси и диспетчерские службы, осуществляющие деятельность на территории Москвы и Московской области, с ноября 2020 года будут обязаны ежедневно передавать данные о водителях в Единую региональную навигационную систему Москвы (ГИС ЕРНИС), оператором которой является «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД). Это следует из приказа руководителя департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова. Документ подписан 25 сентября, «Ведомости» ознакомились с его содержанием.

Согласно приказу, участники рынка такси должны будут в режиме онлайн передавать в информационную систему следующие данные о водителях: ФИО, дата и место рождения, место жительства и место трудоустройства, стаж вождения, серия и номер его водительского удостоверения и каким государством оно выдано. Также в обязательном порядке в систему будут передаваться номера разрешения на работу в такси, регистрационные номера автомобилей, данные полисов ОСАГО и сведения о прохождении техосмотров машин и медосмотров водителей.

Приказ предусматривает возможность поэтапного начала передачи информации при необходимости.

В дептрансе Москвы объяснили необходимость сбора данных о водителях требованиями безопасности. «Ежедневно такси перевозят более 900 тыс. пассажиров, что составляет более 330 млн пассажиров в год.

Мы считаем, что за рулём такси должен быть профессионал, и безопасность каждого пассажира для нас вопрос принципиальной важности», — сообщили «Ведомостям» в департаменте, уточнив, что таксомоторную деятельность в Москве осуществляют около 1 тыс.

юридических лиц и около 12 тыс. индивидуальных предпринимателей.

«Нам важно понимать, кто находится за рулём конкретного автомобиля в конкретный момент, кто везёт пассажира.

А везет пассажира конкретный водитель, и, к сожалению, агрегатор интернет-заказов не занимается в должной мере контролем за тем, сколько водитель работал, действует ли у него водительское удостоверение, есть ли страховка, защищающая пассажира, не находится ли водитель в розыске правоохранительными органами, не поддельные ли у него документы.

Все это влияет на рост аварий с автомобилями такси, и мы не можем допустить его и в дальнейшем», — пояснили в департаменте, заверив, что данные о пассажирах и об их поездках «никуда не будут передаваться, они останутся обезличенными».

В пресс-службах «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» сказали, что будут готовы комментировать приказ только после официального опубликования. В «Яндекс.

Читайте также:  Как получить корону в Яндекс Такси: виды корон, преимущества

Такси» добавили, что идея расширения перечня передаваемых данных требует внимательного изучения на предмет соответствия федеральному законодательству. В Gett не ответили на запрос «Ведомостей» на момент публикации материала.

Агрегатор такси «Максим» уже передает данные о госномерах автомобилей, выданных на них разрешениях на деятельность такси и маршрутах поездок, сообщил представитель компании.

«Мы не готовы передавать новые данные. Во многих случаях их невозможно собрать. Например, не всегда можно знать, какого водителя таксопарк посадил за руль в данный момент времени, данные о нем таксопарк может не передать сервису. Соответственно, у сервиса может просто не быть тех данных, которые потребует система, или они могут быть неактуальными», — говорит представитель «Максим».

В сервисе «Везет» сообщили, что передают властям только обезличенную информацию о работе перевозчиков: номер автомобиля, трек поездки и т.п.

«При рассмотрении инициативы по увеличению объема передаваемых данных властям следует уделить особое внимание защите персональных данных перевозчиков.

Ни для кого не секрет, что такая информация сливается мошенникам и всевозможным колл-центрам», — говорит представитель сервиса.

Московские агрегаторы такси не передают в ЕРНИС данные о водителях, сказал «Ведомостям» сотрудник агрегатора такси.

По его словам, предоставляются только сведения о машинах: каждому номеру автомобиля присваивается определенный ID, который вместе со статусом заказа («свободен»/»занят») и маршрутом движения этого автомобиля направляются в ЦОДД.

Другой собеседник «Ведомостей» в одном из сервисов заказа такси говорит, что помимо этой информации агрегатор предает идентификатор водителя в системе, то есть данные о водителе в обезличенном виде.

В «Максим» ожидают, что новые требования увеличат затраты компании на сбор и обработку информации о контрагентах — для этого потребуется нанять новых сотрудников и закупить оборудование. Это может привести к увеличению стоимости поездок для пассажиров, сказал представитель компании.

Цены для пользователей вряд ли вырастут, возражает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Но агрегаторы, вероятно, будут вынуждены установить дополнительный контроль, в том числе биометрическую идентификацию водителей, поскольку могут быть «введены штрафы за передачу заказа водителям, чьих данных не окажется в системе».

Эксперт добавил, что концептуально цифровой профиль водителя нужен, но его создание должно быть регламентировано федеральным, а не региональным законодательством.

Как сообщил «Ведомостям» руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ) Станислав Швагерус, решение о передаче новых данных было принято в рамках деятельности антитеррористической комиссии Москвы.

«Создание полноценного цифрового профиля таксиста сделает поездки по Москве безопаснее. Передача данных исключит возможность подключать к перевозке, например, злостных нарушителей ПДД», — сказал Швагерус.

Он отметил, что таким образом дептранс решает проблему с компаниями, которые до сих пор не передавали запрашиваемые данные — например, сервис заказа премиальных автомобилей Wheely.

Эксперт добавил, что новые требования — это основа для закрепления экспериментального правового режима регулирования деятельности такси, который вводится с 28 января 2021 г. по закону 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ».

Глава комитета Московской ТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автотранспортом Богдан Коношенко сказал «Ведомостям», что сегодня некоторые данные о водителях уже передаются агрегаторами в ЕРНИС, но лишь в добровольном порядке. В МТПП инициативу департамента транспорта сделать такую передачу обязательной поддерживают. Информация о стаже и актуальности водительского удостоверения, количестве отработанного подряд времени – гарантия качества услуги и безопасности на дороге, отметил он.

Цифровой контроль: таксистов будут узнавать по профилю

Таксистам создадут цифровые профили, которые диспетчерские службы будут передавать в региональную навигационно-информационную систему. Это позволит проверить, к примеру, не находится ли водитель в розыске, соблюдает ли он режим отдыха. Повысит ли это нововведение безопасность в сфере такси, разбирались «Известия».

По данным дептранса, таксомоторную деятельность в столице осуществляют около 1 тыс. юридических лиц и около 12 тыс. индивидуальных предпринимателей. Ежедневно машины такси перевозят более 900 тыс. пассажиров, это более 330 млн пассажиров в год. Цифры огромны, именно поэтому в ведомстве придают такое значение персонификации водителя, который находится за рулем конкретного автомобиля.

Антитеррористический контроль

«К сожалению, агрегатор интернет-заказов не всегда занимается в должной мере контролем за тем, сколько водитель работал, действует ли у него водительское удостоверение, есть ли страховка, защищающая пассажира, не находится ли водитель в розыске правоохранительными органами, не поддельные ли у него документы. Всё это влияет на рост числа аварий с автомобилями такси, и мы не можем допустить его и в дальнейшем», — говорится в сообщении столичного дептранса.

Цифровые профили — решение московской антитеррористической комиссии, поэтому данные для них будут собирать в полном объеме: ФИО, водительское удостоверение, место трудоустройства, страховой полис, наличие техосмотра на автомобиль, стаж вождения, номер разрешения на осуществление деятельности, сведения о прохождении медосмотра.

По решению антитеррористической комиссии данные должны начать передавать уже в ноябре. В дептрансе рассказали, что в ближайшее время заключат соответствующие соглашения на передачу этих данных с агрегаторами такси. Цифровой профиль водителя в дальнейшем будет подтверждаться в отдельном приложении.

«Мы первые в России будем так глубоко заниматься таксомоторными перевозками», — отметили в ведомстве.

Отвязать лицензию от машины

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что для настоящей персонификации необходимо еще и разрешение на таксомоторную деятельность (лицензию) привязывать не к машине, а к личности шофера.

Сейчас, чтобы обзавестись лицензией, достаточно набрать в интернете «Получить лицензию на такси за один день. Дешево. Без предоплат и с гарантией». Желающему нужно предоставить всего несколько документов: копию свидетельства ИП или ООО (если есть), копию паспорта, данные на автомобиль (копия), доверенность на автомобиль (копия при необходимости).

По словам Петра Шкуматова, за рулем может находиться человек, имя которого сильно отличается от ФИО в предоставленных документах. Он рассказал, что идее привязать лицензию не к машине, а к водителю, сопротивляются агрегаторы, а также таксопарки, которые сдают машины в аренду, — так называемый таксшеринг.

«Они привлекают в качестве водителей далеко не всегда благополучных людей. И наличие реестра — первый шаг для отсеивания тех, кто в таксисты не годится», — обозначил проблему Шкуматов.

В профсоюзе таксистов с мнением координатора «Синих ведерок» не согласны и считают, что в привязке лицензии к водителю нет никакой необходимости.

«У нас есть 287-й приказ Минтранса — квалификационные требования к водителю. Просто нужно соблюдать закон. Выход в другом — в том, чтобы запретить аренду автомобиля. Человек должен быть привязан трудовым договором к компании.

Если он ИП, то он не сможет обеспечить достойный уровень безопасности — медосмотр, техосмотр и пр.

Он всегда будет экономить», — считает председатель координационного совета регионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.

Водители станут более аккуратными

В целом опрошенные «Известиями» эксперты считают идею создания цифровых профилей правильной.

«Это уже будет человек идентифицированный, данные о поездке известны. А как только твои данные известны госструктуре, тут же появляется возможность регулирования. Водители автоматически станут более аккуратными», — прокомментировал нововведение координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Кроме того, он считает, что дептранс сможет регулировать режим труда и отдыха.

«Цифровые профили — первый шаг к контролю, и это нужно, во-первых, для безопасности пассажиров. Они должны знать, что государство контролирует процесс перевозок. Сам водитель будет четко понимать, за что несет ответственность. В то же время водитель будет тоже защищен — всё будет прозрачно», — подытожил Андрей Попков.

Многое будет зависеть от реализации

В «Яндекс.Такси» отказались комментировать идею цифровых профилей таксистов.

«Мы готовы будем комментировать документ только после детального изучения. Что касается идеи расширения перечня передаваемых данных, то такие запросы требуют внимательного изучения на предмет соответствия федеральному закону». — отметили в пресс-службе компании.

В «Ситимобил» отметили, что с интересом наблюдают за новой инициативой и считают, что этот проект может стать хорошим примером того, как цифровые решения могут повысить безопасность поездок. При этом в компании отметили, что многое будет зависеть от параметров реализации данного проекта.

Вырастет не только безопасность

Как повлияет внедрение цифровых профилей на цены перевозок? В профсоюзе «Таксист» считают, что вероятность роста цен есть, однако решение, как этого избежать, на поверхности.

«У нас есть агрегаторы, которые берут треть стоимости поездки. Когда они только появились, была ставка 2,7%. Аппетит агрегаторов нужно подрезать, тогда можно будет малой кровью ценовую политику в щадящем режиме как-то выровнять», — заявил Андрей Попков.

Читайте также:  Привилегии для водителей в Яндекс Такси: кэшбэк, скидки, точка Б

В «Ситимобил» считают, что рано говорить о том, как цифровые профили могут сказаться на комиссии агрегаторов и таксопарков, а также на стоимости поездок. «Для этого необходимо изучить условия реализации и требования к участникам сферы такси в рамках данного проекта», — отметили в пресс-службе компании.

Для таксистов предложено создать цифровой профиль

 АГЕНТСТВО ГОРОДСКИХ НОВОСТЕЙ «МОСКВА»АГЕНТСТВО ГОРОДСКИХ НОВОСТЕЙ «МОСКВА»

С таким предложением выступила член Общественной палаты РФ Елена Сутормина.

Она намерена обсудить необходимость создания цифрового профиля водителя на Международном евразийском форуме «Такси», который начинает работу 8 августа, а затем передать предложение в Госдуму в качестве поправки в законопроект о такси.

Документ сейчас готовится Комитетом палаты по транспорту и строительству к рассмотрению во втором чтении и может быть принят уже этой осенью.

Необходима единая позиция участников рынка

«В России сегодня работает порядка 700 тысяч водителей такси, при этом в теневом секторе — ещё более миллиона человек», — рассказала Елена Сутормина. Водительские удостоверения нелегалов за рулём невозможно проверить, что приводит к падению качества предоставляемых услуг, снижается безопасность перевозок и растёт число дорожных аварий с участием такси. «Закон о такси необходим», — делает вывод член ОП РФ. Основной целью документа, по её мнению, должно стать повышение прозрачности рынка таксомоторных перевозок, введение всех его участников в правовое поле. «Только таким образом мы сможем обеспечить безопасность пассажиров», — подчеркнула Елена Сутормина.

Наличие цифрового профиля таксиста предотвратит ситуации, когда за рулём таксомотора оказывается вовсе не тот человек, за которым автомобиль числится. «Нередки случаи, когда водители-мигранты передают машину товарищу «подзаработать», причём прав у этого человека может вовсе не оказаться», — пояснила Елена Сутормина.

https://www.youtube.com/watch?v=yeil7XDlHVs

Поправки в законопроект предлагают ввести единый стандарт работы такси, которые ужесточили бы ответственность агрегаторов за безопасность пассажиров, а также содержали бы новые методы цифрового контроля за работой водителей.

«Между тем консолидированная позиция между участниками рынка, руководством субъектов и Правительством в отношении таксомоторных перевозок пока достигнута далеко не по всем вопросам», — констатировал член Общественного совета Минтранса Кирилл Янков. Например, нет единства мнений по вопросу, кто будет решать, сколько выдавать лицензий на таксомоторную деятельность, — федеральный Центр или региональное руководство.

«Хотелось, чтобы в ходе дискуссий на Евразийском форуме «Такси» были бы найдены точки сближения, что значительно ускорит принятие закона о такси», — отметил эксперт.

По данным ГИБДД, одна из наиболее распространённых причин аварий, в которых виноваты водители такси, — усталость водителей. Не секрет, что вместо положенных восьми часов таксисты в поисках заработка колесят по городу по 10-15 часов.

Последствия такого режима работы печальные. Многим запомнился случай, когда прошлым летом автомобиль с шашечками въехал на тротуар прямо в центре города. Тогда только чудом удалось избежать массовых жертв.

Оказалось, водитель не выпускал руль из рук в течение 18 часов и буквально уснул во время движения.

«Нас крайне заботит безопасность граждан, которые пользуются этим видом транспорта. Поэтому мы считаем, что создание системы цифрового профиля водителя в первую очередь поможет пассажирам понять, с каким водителем они едут, и реально оценивать собственные риски. Кстати, аналоги таких цифровых профилей на рынке скоро появятся. Сейчас такую программу внедряет крупнейший агрегатор таксомоторных перевозок «Яндекс. Такси», — отметила Елена Сутормина.Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилёв предлагает вовсе запретить работать в такси иностранным гражданам. «73 процента аварий, в которых виновны водители такси, происходят именно среди нелегалов: у 60 процентов нет лицензий вообще, у 13 процентов они были, но аннулированы», — приводит статистику депутат.Эксперты выступают против столь радикальной инициативы. «Если гражданин находится на территории России на законных основаниях и у него есть разрешение на работу, то запрещать ему по национальному признаку работать в отрасли такси неправильно», — отмечает специалист по транспортному пассажирскому обслуживанию Богдан Коношенко. Елена Сутормина согласна с тем, что вопрос о работе мигрантов в такси злободневный. Однако действовать одними запретами здесь нельзя. «Необходимо помнить об уставе ЕАЭС, в котором говорится о свободном перемещении на евразийском пространстве товаров, услуг и рабочей силы. Мне кажется правильным решение об усилении ответственности агрегаторов за предоставление точной информации о водителе. Такая поправка в закон о такси также готовится», — сообщила она.

В деловой программе форума планируется рассмотреть вопросы регулирования таксомоторного рынка на всех уровнях.

На такси к переменам. Российских водителей ждёт аттестация и цифровизация

Параллельно идёт работа над альтернативными версиями законодательства о такси с участием представителей отрасли и экспертного сообщества. Свой проект о регулировании рынка подготовила рабочая группа «Связь и ИТ» под председательством сенатора Людмилы Боковой. Его могут внести в Госдуму уже этой осенью.

По словам Боковой, законопроект будет регулировать всю отрасль, от частников до крупных агрегаторов такси. Концепция документа предусматривает максимальную цифровизацию сферы пассажирских перевозок.

В частности, появятся реестры водителей такси и их цифровые профили, которые будут открыты и доступны для пассажиров. Услуга должна стать максимально прозрачной. Цифровые профили и реестр водителей могут связать с порталом госуслуг.

Таким образом надеются повысить культуру таксистов и снизить вероятность неадекватного поведения и нападения на пассажиров.

Также через три года после вступления закона в силу предусмотрено появление специальных курсов для водителей такси. Согласно законопроекту, желающие работать в этой сфере должны будут пройти обязательную подготовку или подтвердить свою квалификацию. Кроме того, они смогут зарегистрироваться в ФНС как самозанятые и платить уменьшенный налог в 4%.

А вот требование о российских правах в законопроекте оставили. Если документ примут, гражданам СНГ, желающим работать таксистами в России, в течение трёх лет придётся заменить водительские удостоверения, сдав экзамены в ГИБДД.

Автор старого законопроекта Вячеслав Лысаков выразил в беседе с «Коммерсантом» недоумение, что правительство решило двигаться параллельными курсами. А вот представителей отрасли такое решение не удивило. В пресс-службе «Яндекс.Такси» так прокомментировали провал предыдущего законопроекта:

«Мы можем сказать только одно: закон должен работать в интересах всех участников рынка — пассажиров, водителей такси, самозанятых, таксопарков, онлайн-сервисов.

Именно в такой парадигме необходимо строить конструктивный диалог, привлекая к нему всех участников отрасли.

Надеемся, что новая рабочая группа учтет реалии рынка: современное такси сейчас — это прежде всего цифровые технологии, они помогли и помогают сделать услугу такси прозрачнее, комфортнее и безопаснее».

Идея максимально модернизировать рынок таксомоторов витает в воздухе.

Вице-премьер Максим Акимов поручил Минэкономики, Минтрансу и АНО «Цифровая экономика» сформировать рабочую группу, которая займется совершенствованием законодательства в сфере такси с учётом цифровизации.

В частности, внедрением программно-аппаратных комплексов для медосмотров, устройств мониторинга усталости водителей и электронного путевого листа. Рабочая группа должна подготовить свои предложения до 30 ноября.

К работе привлекли агрегаторы и общественные объединения. Представители популярных сервисов поддержали создание рабочей группы. В «Яндекс.

Такси» отметили, что отрасли нужны стандарты раскрытия информации и обмена данными. О необходимости цифровизации данных и демонополизации рынка говорили и в Gett.

А в InDrive считают, что надо законодательно отменить ежедневные медосмотры водителей и техосмотр автомобилей.

Таксисты направили в Госдуму собственное обращение, где призвали признать агрегаторы своими работодателями и обязать по требованию заключать с ними трудовой контракт. В межрегиональном профсоюзе «Таксист» хотят сделать условия работы водителей более справедливыми и сократить число иностранцев за рулем.

Авторы письма предложили внести в Трудовой кодекс поправки, по которым водитель признаётся «фактическим работником» и может потребовать от агрегатора заключить с ним трудовой договор.

Для этого нужно соблюсти несколько условий: ожидание или исполнение задания не меньше 84 часов в месяц и работа в таком режиме не менее месяца.

При этом таксист не должен работать на другие агрегаторы и сторонних заказчиков, быть индивидуальным предпринимателем или трудоустроенным в компании, сотрудничающей с агрегатором по прямому договору. Сейчас большинство таксистов сотрудничают с сервисами как ИП или самозанятые.

Представители отрасли также предложили определить агрегаторы как «цифровые платформы по распространению заказов от заказчиков к исполнителям».

Однако эксперты предупредили, что официальные трудовые отношения потребуют и уплаты взносов в соцфонды (30%), что может сделать поездки дороже.

Кроме того, при заключении трудовых договоров будет действовать квота на наём иностранцев, которую нужно будет получать через центр занятости.

Вместе с тем официальное трудоустойство вынудит агрегаторов нести ответственность за таксистов, качество сервиса и безопасность поездок, а водителям даст право на пенсию, страхование и больничные.

Аналитики сходятся во мнении, что каким бы ни было новое законодательство, оно должно в первую очередь урегулировать отношения агрегаторов с таксистами и установить правила, повышающие безопасность на дорогах. Так, нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» подразумевает снижение аварийности в два раза к 2024 году.

Wikipedia / Mos.ru, CC BY 4.0

У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector