Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Материал подготовил: Аркадий Софрыгин, основатель сайта Беспилот. Присоединяйтесь к обсуждению темы в Facebook Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Для начала определимся с терминами, а затем уже читайте подробное описание с фото и видео: 

Что такое беспилотный автомобиль?

Это автомобиль, который может двигаться без участия водителя, либо с частичным его участием. Есть несколько уровней автоматизации беспилотов — от 0 до 5. Нулевой уровень означает обычную машину, которой полностью управляет водитель, 5 уровень — 100% беспилотный автомобиль: двигается из точки А в точку B и паркуется вообще без участия человека.

Работа систем автомобиля — поворот руля, смена передач, нажимание на газ и тормоз происходит без специальных механических устройств — командами через блок управления беспилота. По сути машиной управляет компьютерная система, специальный софт. Это мозг машины, а датчики являются глазами автомобиля: лидары (лазерные радары высокой точности), радары, камеры и GPS. 

Все полученные датчиками и сенсорами данные классифицируются. То есть машина «понимает» и может различать разные объекты: пешеходов, другие машины, препятствия, животных и т.д. Поток данных анализируется нейросетями и специальным софтом. Ежедневно все беспилоты Яндекса становятся все умнее, за счет огромного массива полученных и обработанных данных.

Исходя из анализа данных, беспилотный автомобиль предсказывает как будут себя вести другие участники движения и принимает решения о движении, поворотах, плавных и резких остановках и других действиях.

Например «по опыту» беспилотник знает, что шагнувший на красный свет на дорогу пешеход нарушил правила и возможно будет двигаться дальше. В таком случае машина притормаживает, чтобы избежать столкновения.

А затем, когда помехи на пути нет (пешеход перебежал дорогу или шагнул назад, чтобы пропустить автомобиль), продолжает путь. 

Предсказание — это важнейший и самый сложный этап работы алгоритмов беспилотника. После того, как объекты вокруг были распознаны: автомобиль, пешеход, велосипедист, пешеход с коляской и т.д.

, а также проанализирована скорость и траектории их движения, беспилотный автомобиль должен предсказать как изменится обстановка вокруг в ближайшие несколько секунд.

Исходя из этого понимания, робокар выстраивает направление свого движения. 

Задача разработчиков — сделать движение автономных машин максимально приближенными к движению обычных автомобилей, за рулем которых находятся опытные водители, которые знают как действовать в любой ситуации на дороге.

Отличие беспилотов будет в том, что они смогут работать 24 на 7, не устают и не засыпают за рулем, никогда не нарушают ПДД, не садятся за руль выпившими и так далее.

Ну и платить им зарплату тоже не нужно, если уж говорить про сервис Яндекс.Такси.

Уже сейчас, в 2020 г. многочисленными испытаниями и тестами доказано, что беспилотные автомобили намного безопаснее управляемых людьми и, после массового внедрения, будут ежегодно спасать тысячи жизней.  

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Начальные уровни беспилота уже есть в большинстве новых серийных машин — это например система автопарковки, круиз-контроль (удержание полосы через контроль компьютера) или ABS система, которая предотвращает блокировку колёс при торможении, то есть торможение контролируется электроникой. 

Салон робокара не сильно отличается от салона обычного автомобиля.

Отличие только в дисплее, на котором отображается движение машины, в кнопке экстренного торможения и кнопке включения автономного режима.

Хотя уже есть концепты некоторых крупных автопроизводителей, на которых не предусмотрен руль и педали, например Chevy Bolt от General Motors, так как в беспилоте 5 уровня они будут просто не нужны. 

Салон беспилотного автомобиля Яндекс

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

В 2020 г.

еще слабая законодательная база в России и в мире по поводу автономных машин, да и сами технологии недостаточно готовы для внедрения во все новые автомобили, поэтому беспилоты пока только тестируются, хотя и ездят уже по обычным дорогам, в том числе в России. Но соответствующие законы будут приняты в 2020-2025 годах и это станет новым шагом к широкому распространению автономных машин. 

В Яндексе нам подтвердили, что технически беспилотники компании уже готовы ездить полностью самостоятельно и без водителя-испытателя, сначала на ограниченных территориях, а затем и в городах. Например в казанском Иннополисе, где беспилотные автомобили Яндекса тестируются уже несколько лет, сервис готов работать без инженеров в машине и беспилоты могут 100% ездить сами. 

С каждым годом будет приниматься новое регулирование и необходимые законы для расширения поездок беспилотников. Технически всё уже готово для запуска автономных такси и сейчас в компании ждут только принятия необходимых поправок к ПДД, разрешающих робокары сначала на определенных территориях, а затем и в большинстве городов и стран. 

Какое устройство имеет беспилот Яндекса и как он работает

Технические характеристики беспилотов Яндекса: автомобиль имеет «зрение» и «органы чувств».

Он сканирует и видит пространство вокруг себя и распознает другие машины, дорожные знаки и разметку, препятствия, людей, животных и другие элементы окружающей среды.

В случае, если беспилотник не может объехать препятствие, машина останавливается и продолжает двигаться после того, как помеха устранена. 

Датчики собирают информацию об окружающей среде, а специальный софт ее обрабатывает. Лидар (лазерный радар) создает 3D-карту пространства, сканируя его с полным обзором в 360 градусов. 3D-карта позволяет определить расстояния до объектов. Данные принимаются не только с лидара, но и с радаров, которые могут «видеть» намного дальше чем лидары.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

В блок на крыше беспилота установлены 3 лидара, 5 камер, антенны GPS и мобильной связи GSM, антенна спутниковой системы навигации GNSS. В передней части машины 4 радара, могут присутствовать и дополнительные радары. Именно сочетание данных, полученных с разных приборов формирует наиболее точное позииционирование и безопасную траекторию движения беспилота. 

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Также для движения беспилот использует компьютерное зрение и специальные сенсоры для контроля безопасности движения машины. Точное местоположение определяется по HD-карте местности. На основе всех полученных данных специальный алгоритм принимает решения как будет двигаться автомобиль. 

Во время движения беспилотник накапливает и анализирует данные, все данные поступают на компьютер, расположенный в задней части машины. Мощность компьютеров позволяет обрабатывать сотни гигабайт поступившей информации в течение каждой поездки. Данные с каждой машины анализируются в едином центре Яндекса после поездки.

То есть машины абсолютно автономны и в течение поездки информация не передается в центр управления. Благодаря этому беспилотники Яндекса не нуждаются в постоянном и быстром мобильном интернете, облачных вычислениях и защищены от внешнего взлома и хакерских атак.  

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

При поездках на реальных дорогах и на полигонах оцениваются все возможные ситуации во время движения беспилотного автомобиля: неожиданные препятствия, тени и яркое освещение, проезд других машин на красный, перебегающий дорогу пешеход, подрезание другими автомобилями, снег, туман и дождь, проблемы со связью и т.д. 

  • Беспилот оперативно реагирует на неожиданные препятствия: останавливается и продолжает движение, когда «решает» что путь свободен. 
  • Тестирование беспилотного автомобиля Яндекс блогером Wylsacom.

Для того, чтобы пассажиры в салоне не волновались и понимали как оценивает среду и принимает решения беспилот — в каждой машине установлен планшет, на котором видно, как машина воспринимает среду и окружающие объекты. Безусловно, автомобилю такая визуализация не нужна, но для людей это важный фактор для ощущения безопасности поездки.

На планшете отображается в реальном времени траектория движения машины, видео с камер беспилота, дорожные знаки, разметка, окружающая обстановка и другие участники движения. Пока еще люди не привыкли к беспилотным автомобилям и это отличная идея для того, чтобы пассажиры не чувствовали беспокойство во время поездки. 

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

В каждом беспилоте есть кнопка остановки — машину можно в любой момент остановить, как резко, так и плавно. Кнопка реагирует на скорость и плавность нажатия. Она обычно находится в руках у водителя-испытателя. Также есть кнопка перехода в ручной режим управления. 

Кнопка перехода в ручной режим управления машиной. При нажатии на красную кнопку, автомобиль переходит в ручной режим работы и машиной можно управлять как обычно. Маленькая зеленая кнопка внось активирует поездку в беспилотном режиме. 

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Какие виды автономных машин есть у Яндекса

  1. Kia Soul, Toyota Prius и Hyundai Sonata 2020.
  2. Kia Soul — первые беспилотные автомобили Яндекса, которые сейчас уже не используются.
  3. Toyota Prius — гибриды с мощными аккумуляторами и системой энергообеспечения, нужные для работы беспилотов.
  4. Hyundai Sonata 2020.
  5. 4 поколение беспилотника Яндекс на базе той же Hyundai Sonata.

  6. С Toyota Яндекс не сотрудничал в плане совместной сборки беспилотов, а с Hyundai уже ведутся совместные разработки, что конечно большой шаг вперед для Яндекса — это уже не просто тесты, а сотрудничество с одним из самых крупных автопроизводителей в мире.

      

Выбор моделей связан с тем, что этими машинами можно проще управлять с помощью электроники. Хотя на самом деле марки машин не так важны, как сам беспилотный софт, технические и инженерные наработки, а также собранные и проанализированные массивы данных.

Яндекс планирует не только использовать беспилотники в своем сервисе такси, но и продавать технологии другим компаниям, ведь беспилотный софт и модуль можно будет встраивать на автомобили практически любых марок.

Пройдет совсем немного лет и те люди, которые не купили новый беспилотный автомобиль, будут покупать так называемые беспилотные модули, для встраивания их в обычные машины.

Продажа беспилотных модулей — это один из глобальных бизнесов Яндекса, который стартует сразу, как только начнется массовое внедрение беспилотных автомобилей на общие дороги. Также компания планирует разворачивать сервисы беспилотных такси в разных странах мира.

Это реальная задача, например посмотрите видео как беспилот Яндекса 20 минут ездит по реальным улицам Лас-Вегаса без водителя-испытателя за рулем. 

Со временем оборудование, из которого состоит беспилотный модуль, будет становиться все дешевле (сейчас оно сравнимо по стоимостью с самой машиной), а значит и сами модули будут все более доступными.

Можно привести пример с мобильными телефонами, первые из таких телефонов стоили тысячи и даже десятки тысяч долларов и весили почти килограмм — один из первых мобильных телефонов вы наверняка видели в фильме Уолл-стрит 1987 г.

с Майклом Дугласом, а сейчас они доступны каждому и легкие на вес. 

Тестирования беспилотных автомобилей и где на них можно покататься 

Первые тесты беспилотов Яндекс проводил рядом со своим офисом в Москве в 2017 г. 

Затем тестирования начались в Сколково и казанском Иннополисе. Тесты проходят не только летом и в хорошую погоду, но и зимой, при заснеженных дорогах, а также в дождь и при других неблагоприятных погодных условиях. 

Беспилотник от «Яндекс» четвертого поколения на базе Hyundai Sonata – в чем особенности новинки

Компания «Яндекс» представила новое, четвертое, поколение беспилотных автомобилей. В отличие от старых поколений, которые создавались на базе Toyota Prius, новое поколение – это Hyundai Sonata. Еще одна новость – стоимость беспилотника может быть ниже практически в два раза по сравнению со вторым поколением.

Новое поколение беспилотников от «Яндекс» — на базе Hyundai Sonata

Автомобиль создан совместно с южнокорейской компанией Hyundai Mobis, которая производит электронные составляющие для авто. Сотрудничество между ней и «Яндекс» началось еще в марте 2019 года.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Первые беспилотники четвертого поколения Hyundai Sonata появились на улицах Москвы еще в марте этого года. Но официально их представили только сейчас.

Лучшее управление и отличная электроника

«Яндекс» представил первое поколение беспилотных автомобилей в начале 2017 года. В них были показаны все экспериментальные разработки компании. Второе поколение порадовало унификацией. В третьем было еще больше новшеств, а на рынке появилось 90 машин нового уровня.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Но Hyundai Sonata стал еще лучше. Когда автомобиль доставили в Москву в 2019 году, на него сначала поставили сенсоры и компьютер из беспилотников Toyota Prius. Это доказало его универсальность.

«Это подтвердило тот факт, что мы делаем универсальную технологию, которую можно было устанавливать в серийный автомобиль», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».

Немного позже две компании попытались глубже интегрировать систему управления в автомобиль. И у них это удалось.

«Наши инженеры ездили в Корею, а корейские инженеры приезжали в Москву. Hyundai Mobis доработали все внутренние системы — настроили управление скоростью, работу генератора и т. д.», — добавили в пресс-службе «Яндекса».

Особенности и детали беспилотника Hyundai Sonata

Если компания не делит софт на поколения, так как очень часто выпускает к нему обновления, то с конструкцией экспериментирует. Поэтому в четвертом поколении машин используется новый набор сенсоров, которые адаптированы под автомобиль Hyundai Sonata с учетом габаритов. Расположение сенсоров поменялось, благодаря чему обзор автомобиля стал лучше.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Благодаря этому беспилотный автомобиль сможет «увидеть» больше машин впереди и сзади, анализировать их скорость. Кроме шести базовых фотокамер, есть еще три разнофокусных камеры. Они позволяют лучше разглядеть ближние и дальние объекты.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Установлены четыре лидары, положение которых осталось таким же, как в предыдущих поколениях. Два находятся в боковых фендерах, один – в решетке радиатора, один – на крыше. Последний установлен немного выше, что улучшает охват видимости. Боковые лидары имеют лучший угол обзора.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

На данный момент «Яндекс» не говорит о стоимости беспилотного автомобиля. Но в компании отмечают, что «комплектующие» в четвертом поколении в два раза дешевле, чем во втором.

«Лидары — это самые дорогие сенсоры беспилотного автомобиля, и за последнее время они заметно подешевели, так как на них появился спрос, а также больше компаний стали их производить», — отметили в пресс-службе «Яндекса». В основном на своих беспилотниках компания устанавливает лидары производителей Hesai и Velodyne Lidar.

Поэтому можно предположить, что стоимость беспилотного авто четвертого поколения Hyundai Sonata будет в несколько раз дешевле.

Где будут использоваться беспилотники?

Компания «Яндекс» заявляет, что к концу 2020 года общее число беспилотных автомобилей четвертого поколения достигнет 200. Они будут использоваться в сервисе беспилотного такси. Также машины будут использовать в тестовом флоте компании в Мичигане (США). Но большинство беспилотников останутся в Москве – это основной тестовый полигон с разными дорожными сценариями.

Читайте об автомобилях, которые взорвали авторынок в 2020 году.

Беспилотная Sonata и Яндекс.Ровер приехали в Москву

Компания Яндекс запустила дорожные испытания беспилотных седанов Hyundai Sonata. Пока по Москве ездят только пять таких машин, но до конца 2020 года их будет уже сотня, а география расширится за счет города Иннополис в Татарстане и американского штата Мичиган, где у Яндекса уже есть представительство и небольшой парк собственных автомобилей.

Sonata стала первенцем беспилотников четвертого поколения, которое отличается тем, что Яндекс впервые официально сотрудничает с автопроизводителем.

Машины первых трех поколений (с 2017 года) были сделаны на базе компактвэнов Prius V, ввезенных в Россию без участия Тойоты и переоборудованных силами IT-компании.

На них Яндекс отрабатывал состав «харда» для автономного движения и работу алгоритмов управления.

Беспилотных Приусов «первого и второго поколений» было всего десяток, а самыми массовыми стали Приусы «третьего поколения» — в 2019 году они расширили парк до ста машин и накатали уже 4 млн километров в автономном режиме (хотя и с инженерами на борту, которые сидят за рулем и с точки зрения ПДД являются водителями).

Но Яндекс не ставит перед собой задачу разрабатывать и выпускать транспортные средства — как говорит директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Артем Фокин: «Мы создаем не автомобиль, а водителя».

То есть беспилотники — это сервис, комплекс оборудования и программ, который должен быть максимально универсальным для будущей работы на любых автомобилях.

В перспективе Яндекс планирует «просто заливать беспилотный софт» для тех клиентов или партнеров, которым необходимы беспилотные решения — например, для транспортных компаний, которые приобретают у автопроизводителя парк машин для перевозки грузов или пассажиров.

Автопроизводитель при этом поставляет транспортные средства, в которые уже заложены технические решения для автономности, а Яндекс устанавливает свое ПО и некоторое дополнительное оборудование.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Исходя из этого, поиск партнера-автопроизводителя был стратегической целью Яндекса, и в марте прошлого года было заключено соглашение с компанией Hyundai Mobis (один из крупнейших поставщиков, «дочка» корпорации Hyundai-Kia, занимающаяся разработкой компонентов). Доработка и перенастройка Сонаты заняла полгода, кроме установки и интеграции систем машинного зрения пришлось, например, увеличивать мощность генератора, чтобы обеспечить энергией все оборудование даже на холостом ходу.

На Сонате установлены сразу и лидары, и радары, и камеры — это подход Яндекса, согласно которому объекты вокруг машины должны «видеть» как минимум три типа систем сразу.

Если на беспилотных Приусах стояло шесть камер, то теперь их как минимум девять: четыре на крыше, три под ветровым стеклом и две по бокам. Хотя существует и конфигурация с десятью камерами.

Радаров у Сонаты шесть — четыре на крыше и два в боковых модулях (фендерах) на передних крыльях. Плюс четыре лидара с расширенным углом обзора (так, что поля зрения лидаров спереди пересекаются).

Пока Яндекс закупает все это оборудование у сторонних поставщиков, но параллельно ведет разработку собственных лидаров и камер — это дешевле и открывает больше возможностей для настройки.

«Цена на покупные лидары за пару лет уже упала в четыре раза, но все равно в этой цене еще остается высокая маржа разработчиков и производителей», — объясняют представители Яндекса.

К тому же собственные лидары и камеры будут отвечать специфическим требованиям беспилотных автомобилей — например, камеры должны видеть светодиодные фонари без мерцания.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Сотня автономных Сонат будет ездить преимущественно в Москве, потому что здесь можно встретить все дорожные условия, ситуации и застать все времена года с широким диапазоном температур.

Но также Сонаты попадут и в Иннополис, где с прошлого года разрешена работа автономного такси без человека за рулем, то есть инженер все еще должен находиться в салоне, но может сидеть на пассажирском месте.

Сейчас в Иннополисе уже работают шесть беспилотников Яндекса.

А еще Сонаты должны попасть в Америку.

Это могло произойти уже этим летом, потому что Яндекс договорился с организаторами реформированного Детройтского автосалона о том, что именно яндексовские беспилотники будут перевозить посетителей между отелями и выставочным центром, но коронавирус спутал все планы, шоу было отменено. Однако машины в Мичигане остались, а местные законы позволяют тестировать беспилотники на дорогах общего пользования без инженера за рулем. В России это пока невозможно.

Многие ожидали, что карантин и опустевшие улицы в Москве дадут хотя бы временный импульс развитию беспилотных сервисов — например, такси и доставки, но этого не произошло, потому что, согласно ПДД, автомобилем должен управлять водитель, и никаких других вариантов быть не может.

Хотя подвижки в законодательстве возможны уже в ближайшее время: еще в начале апреля президент России поручил правительству к 31 мая разработать план по изменению законодательства ради развития беспилотного транспорта.

Инициативу из правительства передали компаниям-разработчикам, и еще в начале мая Яндекс, Сбербанк, КАМАЗ и Группа ГАЗ передали в кабмин совместный план действий по допуску на дороги беспилотников без инженера на борту к 2023 году.

Но из-за пандемии дедлайн для итоговой версии этой программы перенесли на 31 августа, и пока ничего нового в плане нормативной базы нас не ждет.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Зато еще в апреле в Сколково начал работать робот-курьер Яндекс.Ровер — наиболее автономный из всех беспилотников в России. Это шестиколесный «луноход» высотой примерно полметра, который оснащен лидарами, камерами и сонарами.

С прошлой осени Ровер работал в офисе Яндекса, а теперь возит документы между сколковскими объектами, расположенными в паре километров друг от друга. Робот получает задания со смартфонов, но движется не по дорогам, а по тротуарам со скоростью пешехода.

На сегодня создано около десятка таких Роверов, и они уже были испытаны для доставки покупок из интернет-магазина, а в будущем робокурьеры смогут работать в сервисах Яндекс.Еда, Яндекс.Лавка, на складах и в других сферах, где смогут заменить традиционных доставщиков.

Беспилотник за $60 000: «Яндекс» выпустил новый автономный автомобиль

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование Фото из архива пресс-служб «Яндекс» представил новое — четвертое — поколение своих беспилотных автомобилей. В отличие от предыдущих поколений, которые были сделаны на базе Toyota Prius, новая разработка — это беспилотная Hyundai Sonata. Стоимость беспилотной «экипировки» у четвертого поколения по сравнению со вторым снизилась в два раза

Что случилось. Компания «Яндекс» выпустила новый беспилотный автомобиль четвертого поколения. Он создан вместе с южнокорейской компанией Hyundai Mobis, которая является «дочкой» концерна Hyundai Motors и производит всю электронную начинку автомобиля. Сотрудничество между компаниями началось в марте 2019 года, когда «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерениях, чтобы разработать совместную беспилотную платформу. Первые беспилотные Hyundai Sonata четвертого поколения выехали на улицы Москвы в марте — они были собраны до локдауна, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Но официально они были представлены только сейчас.

Контекст. Первое поколение беспилотника «Яндекс» представил в начале 2017 года — оно объединило все экспериментальные сборки «Яндекса».

Во втором поколении появилась унификация: компания поняла, какие из сенсоров лучше всего подходят. Десять таких машин «Яндекс» выпустил во второй половине 2017 и в 2018 году.

Третье поколение беспилотников — 90 машин — появилось в 2019 году.

Первый беспилотник Hyundai Sonata сошел с конвейера в Южной Корее и был доставлен в Москву самолетом в мае 2019 года: «Яндекс» установил на машину сенсоры с одного из беспилотников Toyota Prius второго поколения, а также компьютер, после чего машина поехала. «Это подтвердило тот факт, что мы делаем универсальную технологию, которую можно было устанавливать в серийный автомобиль», — отметили в пресс-службе «Яндекса».

Далее полгода «Яндекс» и Hyundai Mobis работали над тем, чтобы глубже интегрировать систему управления в автомобиль. «Наши инженеры ездили в Корею, а корейские инженеры приезжали в Москву. Hyundai Mobis доработали все внутренние системы — настроили управление скоростью, работу генератора и т. д.», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».

До конца 2020 года флот «Яндекса» пополнит сотня таких автомобилей — их общее число достигнет 200. Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе — бесплатно и с человеком на месте водителя, так как законодательство пока ограничивает использование беспилотных автомобилей.

Часть также присоединится к тестовому флоту компании в США (Мичиган). Большинство автомобилей останутся в Москве, так как это основной тестовый полигон с разнообразными дорожными сценариями (пробки, неправильно припаркованные машины, пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте и т. д.).

Детали. «Яндекс» не делит софт на поколения, так как выпускает апдейт к нему практически каждую неделю.

Но в каждое следующее поколение автомобиля компания вносит изменения конструкции на основе того опыта, который накапливается за время испытаний беспилотника.

Например, в третьем поколении лидары (сенсоры) переехали с крыши в фендеры (покрытие над колесом) на передних крыльях. Первые три поколения беспилотников конструировались на основе Toyota Prius.

В четвертом поколении беспилотного автомобиля «Яндекс» использует новый набор сенсоров (радары, камеры, лидары), которые адаптированы под автомобиль Hyundai Sonata с учетом его габаритов.

«У каждого сенсора есть свое преимущество — например, камера плохо «видит» в темноте, а лидару все равно, есть свет или нет.

В четвертом поколении поменялось расположение сенсоров, чтобы обзор машины был лучше», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».

Например, шесть радаров, которые раньше находились под бампером автомобиля, теперь «переехали» выше — два установлены в боковых фендерах, а четыре — на крыше. Это позволит беспилотнику видеть больше машин впереди и сзади и понимать, куда и с какой скоростью они едут.

Помимо шести базовых камер, которые дают круговой обзор, появилось еще три разнофокусных камеры, которые могут лучше «разглядывать» дальний или ближний объект.

Положение четырех лидаров осталось прежним — два из них находятся в боковых фендерах, один в решетке радиатора и еще один — на крыше. Лидар на крыше «Яндекс» переместил выше, чтобы беспилотник смог получать больший охват и «видеть» объекты за другими автомобилями.

Кроме того, увеличился угол обзора боковых лидаров. «Такое расположение сенсоров выбрано на основе 4 млн км, которые проехали беспилотники «Яндекса», — отметили в компании.

Перспективы. «Яндекс» не раскрывает стоимость автомобиля, но отмечает, что «беспилотная экипировка» в четвертом поколении в два раза дешевле, чем во втором. «Мы делаем больше машин, какие-то комплектующие дешевеют.

Лидары — это самые дорогие сенсоры беспилотного автомобиля, и за последнее время они заметно подешевели, так как на них появился спрос, а также больше компаний стали их производить», — отметили в пресс-службе «Яндекса». Ранее представитель «Яндекса» рассказывал, что стоимость лидара составляет от $8000 до $25 000.

Компания на своих беспилотных автомобилях в основном устанавливает лидары зарубежных производителей — шанхайской Hesai и Velodyne Lidar из Кремниевой долины. В конце 2019 года «Яндекс» объявил, что будет тестировать лидары собственного производства, что позволит экономить до 75% стоимости оборудования, которое сейчас закупается за рубежом.

«Свои лидары мы сейчас активно дорабатываем, а обвес беспилотника сделан так, что потом покупные сенсоры можно будет заменить на свои», — пояснили в «Яндексе».

Инвестиции «Яндекса» в беспилотное направление за все время составили 2,2 млрд рублей, из них 1,5 млрд рублей компания потратила в 2019 году, заявлял ранее управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян.

Аналитики VTB Capital в своем отчете от 29 мая (Forbes ознакомился с ним) отмечают, что в эти 1,5 млрд рублей не входят вложения в покупку и оснащение самих автомобилей.

Учитывая, что «Яндекс» планирует расширять парк и объем испытаний, аналитики VTB Capital ожидают, что расходы на инвестиции и эксплуатацию, связанные с беспилотными автомобилями, возрастут в 2020 году и в последующий период. Стоимость покупки и оснащения одного беспилотника составит $60 000, прогнозируют в инвестбанке.

Однако при использовании «Яндексом» собственных лидаров эта сумма, скорее всего, значительно снизится, отмечают аналитики. «Тем не менее, мы считаем, что эти инвестиции с лихвой окупятся в долгосрочной перспективе», — говорится в отчете. 

«Яндекс» показал четвёртое поколение своих беспилотных автомобилей

Компания «Яндекс» представила новое поколение собственных беспилотных автомобилей, которые создавались совместно с южнокорейской Hyundai Mobis, являющейся дочерним предприятием концерна Hyundai Motors. Если раньше основой для разработки беспилотных авто «Яндекса» была Toyota Prius, то теперь в этой роли выступает Hyundai Sonata.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование

Сотрудничество между «Яндексом» и Hyundai Motors началось в марте прошлого года, когда компании приступили к разработке совместной беспилотной платформы в рамках достигнутых соглашений. Инженеры Mobis провели доработку электронных блоков управления, за счёт чего они стали эффективнее взаимодействовать с технологией беспилотного управления компании «Яндекс».

Стоит отметить, что первые беспилотники «Яндекса», построенные на базе Hyundai Sonata появились на московских улицах ещё в марте, до введения карантинных мер, связанных с пандемией коронавируса, но официально их презентация состоялась только сегодня.

На данный момент в арсенале компании — пять беспилотных автомобилей четвёртого поколения, но к концу этого года их количество возрастёт до 100 единиц. В конструкции новых беспилотных авто «Яндекса» используется больше камер, появились камеры с фокусным расстоянием, а местоположение радаров и лидаров было изменено.

Всё это способствовало повышению качества восприятия окружающего пространства автомобилем.

Напомним, первое поколение беспилотных авто «Яндекс» состояло из нескольких экспериментальных сборок и было представлено широкой публике в начале 2017 года.

Второе поколение беспилотников, выпущенное в 2017–2018 годах, было более унифицированным, поскольку разработчики поняли, какие из сенсоров радаров и лидаров лучше всего подходят создаваемому автомобилю.

Третье поколение беспилотников, состоящее из 90 машин, появилось в прошлом году.    

«Мы рады расширению нашего сотрудничества с Hyundai Mobis. Прошлым летом мы собрали первую Hyundai Sonata, всего за месяц встроив нашу систему в серийный автомобиль.

В четвёртом поколении мы смогли более плотно интегрироваться в штатные системы и применить опыт, накопленный за миллионы автономных километров, которые проехали наши автомобили.

Дальнейшее увеличение флота позволит нам ещё быстрее совершенствовать технологию», — говорит Дмитрий Полищук, руководитель направления беспилотных автомобилей Яндекса.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Четвертое поколение беспилотников от "Яндекса"

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса: новые функции, особенности, тестирование 12.01.2021 14:03

Это четвертое поколение беспилотников компании. Новый прототип сделан на базе Hyundai Sonata. Сейчас собрано пять экземпляров машин, а до конца года в компании обещают изготовить еще сотню. Предполагается, что в будущем подобные беспилотные авто будут использоваться сервисами такси и каршеринга.

Когда автомобили без водителя появятся в продаже? Директор по развитию бизнеса направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин в беседе с “Ъ FM” отметил, что это зависит от законодательного регулирования подобного транспорта:

«Принципиальное отличие этой модели от наших предыдущих — это то, что она сделана не целиком нашими усилиями, а в сотрудничестве с компанией Hyundai Mobis. Внедрению на рынок должны предшествовать определенные шаги — появление соответствующего регулирования. Сейчас автомобиль без человека, отвечающего за безопасность, не может передвигаться по дорогам России.

Безопасно передвигаться мы уже умеем. Беспилотные автомобили позволят удовлетворить спрос в такси, который зачастую превышает предложение. Это скорее история не про финансовую выгоду, а про то, что любой человек, который захочет воспользоваться услугами такси, сможет это сделать в любой момент».

В «Яндексе» не назвали точную стоимость новой машины. Однако в компании уточнили, что после начала массового производства цена беспилотных автомобилей значительно снизится.

Аналитики «ВТБ Капитал» прогнозируют, что покупка и оснащение одного беспилотника «Яндекса» последнего поколения может составить $60 тыс.

Будут ли востребованы такие авто на рынке? И готовы ли сервисы такси отказаться от водителей? Владелец таксомоторной компании Георгий Серпионов заявил “Ъ FM”, что планирует приобрести беспилотники, чтобы избавиться от проблем с персоналом. Но всецело доверять машине бизнесмен пока не готов:

«Я с нетерпением жду момента, когда это случится, и беспилотники появятся в свободной продаже, чтобы полностью заменить ими свой парк. Водители — такой контингент, который не всегда воспринимает работу в такси как работу: они могут прийти, а могут и не прийти.

Беспилотный автомобиль не сможет отказать, его можно будет четко контролировать, он не будет курить, как это делают водители, не будет нарушать правила. Сейчас сложно даже представить, как это будет работать, потому что водитель принимает решение, как ему в той или иной ситуации повести себя на дороге.

Довериться полностью машине, которая перевозит пассажиров, очень сложно».

Совладелица каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова согласна, что в будущем беспилотники будут использоваться в такси и каршеринге. Однако говорить об их массовом внедрении можно будет только после оценки стоимости такого автомобиля. «В ближайшие два года эта технология не будет массовой. Мы понимаем, что будет конвергенция сервисов, все сольется в одно — и такси, и каршеринг.

Мы не тратимся на водителя, всегда ориентируемся на лизинговый платеж, все машины каршеринга находятся в лизинге. Самый большой вопрос: какие условия предоставят по этим машинам? “Яндекс”, мне кажется, сам еще не знает»,— отмечает Макарова.

План по регулированию использования беспилотных автомобилей в городе сейчас разрабатывают профильные министерства и представители бизнеса. Его должны представить в конце лета.

kommersant.ru

Четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса

В марте прошлого года Яндекс и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерениях создать платформу для беспилотных автомобилей. Уже летом вместе с инженерами Mobis мы собрали первый прототип беспилотной Hyundai Sonata.

За прошедшие месяцы мы более плотно интегрировали нашу систему в автомобиль и сегодня готовы показать новый результат нашего сотрудничества с Hyundai: четвертое поколение беспилотных автомобилей Яндекса на базе модели Sonata.

Это первое поколение, разработанное совместно с автомобильной компанией. 

Первые пять беспилотных Hyundai Sonata ездят по дорогам Москвы с этого марта, а до конца года к нашему флоту добавится сотня таких автомобилей. Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе, а часть также присоединится к тестовому флоту компании в США.

Инженеры Яндекса разработали этот беспилотный автомобиль в тесном сотрудничестве с командой Hyundai Mobis.

Электронные блоки управления автомобиля были доработаны Mobis для более эффективного взаимодействия с технологией беспилотного управления Яндекса.

Изначально созданные для использования в машине под управлением человека, они были модифицированы с учетом задач и особенностей автономного вождения.

Инженеры Яндекса в свою очередь значительно усовершенствовали набор сенсоров. Камер стало больше, появились камеры с разным фокусным расстоянием. Радары теперь расположены на крыше и позволяют системе различать ещё больше машин впереди и за автомобилем.

Лидары на передних крыльях могут «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. Например, при выезде из двора на улицу, по сторонам которой припаркованы другие машины. Благодаря новому расположению сенсоров, разные объекты дорожной сцены вокруг автомобиля определяются одновременно бóльшим числом датчиков.

Это позволяет системе получать максимально подробную и надежную информацию о других участниках движения в самых разных условиях.

«Мы рады расширению нашего сотрудничества с Hyundai Mobis. Прошлым летом мы собрали первую Hyundai Sonata, всего за месяц встроив нашу систему в серийный автомобиль.

В четвертом поколении мы смогли более плотно интегрироваться в штатные системы и применить опыт, накопленный нами за миллионы автономных километров, которые проехали наши автомобили.

Дальнейшее увеличение флота позволит нам еще быстрее совершенствовать технологию», — говорит Дмитрий Полищук, руководитель направления беспилотных автомобилей Яндекса.

«Компания Hyundai Motor объявила текущий год стартовым для достижения промышленного лидерства на рынке. Ускорение инновационных разработок в сфере автономного вождения является одной из заявленных точек роста», — отметил управляющий директор ООО «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.

«Яндекс» показал новое поколение беспилотников на базе Hyundai Sonata — Транспорт на vc.ru

Российская компания впервые разработала беспилотник в сотрудничестве с автопроизводителем.

Программное обеспечение беспилотных автомобилей «Яндекса» обновляется еженедельно, поэтому для разделения поколений своих беспилотников команда ориентируется преимущественно на конфигурацию устанавливаемого дополнительного оборудования.

К первому поколению относят эксперименты компании по созданию беспилотного автомобиля, которые проводились в 2017 году. Несколько тестируемых пилотных машин были оборудованы лидаром на крыше, набором камер и радаров, закрепленных в салоне.

Первые прототипы беспилотных автомобилей «Яндекса» Фото пресс-службы «Яндекса»

Второе поколение было собрано целиком на базе Toyota Prius и отличалось унифицированным набором сенсоров.

На крыше появился массивный пластиковый короб, который объединял датчики и микросхемы для предварительной обработки данных. Три лидара, камеры и радары расположились по всему периметру автомобиля.

«Яндекс» собрал десять беспилотных автомобилей второго поколения и тестировал их на общественных дорогах в течение 2017 и 2018 года.

Второе поколение беспилотников «Яндекса», собранное на базе Toyota Prius Фото vc.ru

Третье поколение, появившееся в 2019 году, получило обновленную конфигурацию, которая позволяла охватить больше окружающего пространства с помощью сенсоров. Два лидара с крыши «переехали» в специальные надстройки на боковых крыльях Prius. Кроме того, появился четвертый лидар, встроенный в передний бампер машины.

Третье поколение беспилотных автомобилей «Яндекса» Фото vc.ru

В течение 2019 года компания постепенно дорабатывала автомобили второго поколения, чтобы адаптировать их к новой конфигурации. Теперь на улицах Москвы и Иннополиса чаще всего можно встретить беспилотники именно третьего поколения.

Автономная машина, собранная на базе Hyundai Sonata, — это новое четвертое поколение. Помимо марки автомобиля, на базе которого собирается беспилотник, сменился набор, расположение и конфигурация датчиков, а также дизайн корпусов для установки дополнительного оборудования.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей «Яндекса» Фото пресс-службы «Яндекса»

Автономный автомобиль на базе Hyundai Sonata — это первый беспилотник, который «Яндекс» собрал не самостоятельно, а совместно с автопроизводителем.

В марте 2019 года «Яндекс» и Hyundai Mobis («дочка» Hyundai Motor Group, которая занимается инжиниринговой разработкой для Кia и Hyundai) подписали соглашение о создании «программно-аппаратного комплекса для беспилотных автомобилей» и в июле того же года показали прототип машины на базе Sonata 2020 модельного года.

Первый тестовый образец беспилотного автомобиля «Яндекса», собранного на базе Hyundai Sonata Фото пресс-службы «Яндекса»

Первый образец можно было увидеть на подмосковном полигоне для тестирования беспилотников «Яндекса». Летом 2019 года одну из первых машин, сошедших с конвейера завода Hyundai в Южной Корее, оснастили тем же дополнительным оборудованием, что и Toyota Prius.

В течение нескольких месяцев команда автопроизводителя работала вместе с российскими разработчиками над использованием систем автомобиля для автономного управления.

Так, инженеры Mobis изменили настройки электронной системы управления, изначально спроектированной для использования в машине, которой управляет человек. Автомобиль теперь получает более точные команды от компьютера, отвечающего за автономное перемещение, поэтому беспилотная Sonata плавнее набирает скорость и останавливается, по сравнению с прошлым поколением, поясняют разработчики.

Изменены настройки генератора. Sonata, в отличие от Prius, не гибридный автомобиль, поэтому инженеры Mobis адаптировали параметры бортовых систем, чтобы машина вырабатывала достаточно энергии для питания компьютеров.

Вычислительные системы, отвечающие за работу алгоритмов, как и в предыдущих поколениях установлены в багажнике автомобиля — в нише для запасного колеса. Для новой конструкции багажника были доработаны способы охлаждения плат.

Четвертое поколение беспилотников «Яндекс» проектировал так, чтобы определять объекты, окружающие автомобиль, с помощью как можно большего набора датчиков. Это позволяет системе получать максимально подробную и надёжную информацию о других участниках движения в разных условиях, поясняют в компании.

В боковых крыльях автомобиля установлены новые вытянутые блоки. Помимо лидаров и радаров в них добавили камеры. С новой компоновкой машина может лучше «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора — например, при выезде из двора на улицу, по сторонам которой припаркованы другие машины, объясняют разработчики.

Коробка с сенсорами и другим оборудованием, расположенная на крыше машины, получила новый дизайн. Корпус теперь «обтекает» крышу, камеры интегрированы в специальный круглый постамент, на котором установлен четвертый лидар. Его положение выше, чем в Prius, поясняет команда. В «коробку» переехали радары, которые раньше устанавливались в передний и задний бамперы автомобиля.

В декабре «Яндекс» рассказал, что начал использовать в автомобилях собственные лидары и камеры, однако в Sonata установлены сенсоры сторонних производителей. По словам представителя компании, датчики сейчас проходят испытания, и после запуска серийного производства будут интегрированы в автомобили.

Первые пять беспилотных Hyundai Sonata выехали на улицы Москвы в марте. До конца 2020 года еще сто автомобилей пополнят флот «Яндекса». Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе, другая часть присоединится к тестовому флоту компании в США, обещают в компании.

«Яндекс» не раскрывает общую стоимость оборудования, устанавливаемого на автомобиль, однако утверждает, что стоимость четвертого поколения беспилотников в два раза ниже в сравнении с затратами на автомобили, которые собирались полтора года назад.

#беспилотники #яндекс #hyundai #новости

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector