Новый законопроект о такси вынесли на рассмотрение: изменения для таксистов и агрегаторов

Власти Подмосковья с 2017 года вслед за Москвой наводят порядок в сфере таксомоторных перевозок.

Поправки к закону о транспортном обслуживании населения Московской области, которые устанавливают единую цветовую гамму для всех легальных такси региона, вступили в силу 10 февраля.

Таксистов-нелегалов станет меньше, а безопасность перевозок вырастет. О том, что изменится для подмосковных таксистов и пассажиров, читайте в нашем материале.

Новый облик такси

Новый законопроект о такси вынесли на рассмотрение: изменения для таксистов и агрегаторов

Согласно изменениям, внесенным Мособлдумой в закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области», легковые такси на территории региона должны соответствовать определенным требованиям по цвету. В отличие от московских коллег, подмосковным таксистам придется перекрасить машины в белый цвет.

Кузов автомобиля должен быть белым со светоотражающей полосой желтого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров.

Желтая полоса должна быть размещена по всей длине боковых поверхностей не ниже 10 сантиметров от нижних границ рамок боковых окон.

Также на машине должны быть полосы темно-серого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров, расположенные от нижней границы кузова по всей длине боковых поверхностей кузова, переднего и заднего бампера.

Если такси другого цвета

Новый законопроект о такси вынесли на рассмотрение: изменения для таксистов и агрегаторов

По расчетам, полный переход такси Московской области в единую цветовую гамму произойдет через пять лет.

При этом новые требования к цветовому оформлению автомобиля будет распространяться только на вновь оформляемые машины для таксомоторных перевозок. То есть перевозчикам не придется перекрашивать уже приобретенные и оформленные автомобили.

Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области выдается на 5 лет, поэтому тем, кто до 10 февраля успел получить разрешение на использования автомобиля, не подходящего по цвету, для получения следующего разрешения все-таки придется менять транспорт на соответствующий закону.

Положительные изменения

Новый законопроект о такси вынесли на рассмотрение: изменения для таксистов и агрегаторов

Как отметили в пресс-службе Минтранса Московской области, светоотражающие полоски на кузове автомобиля сделают такси заметнее на дороге в темноте и при плохой погоде, что повысит безопасность перевозок.

Также строгие требования к цвету помогут снизить количество нелегальных перевозчиков – контролирующие органы и пассажиры смогут визуально отличить легальное такси от нелегального.

Новая цветовая схема для такси выбрана неслучайно. Во-первых, автобусный парк Мострансавто и пригородные электрички уже используют похожую цветовую схему. Установка таких цветов для такси поможет формированию узнаваемого бренда общественного транспорта Подмосковья.

Во-вторых, белый – основной цвет, который используют многие производители легковых автомобилей, поэтому установленная законодательством цветовая гамма не повлечет существенной нагрузки на малый и средний бизнес. Нанесение полос желтого и серого цвета обойдет в сумму около 3 тысяч рублей.

  • Соответствие автомобиля принятой цветовой схеме станет четвертым условием, дающим право подмосковным таксистам ездить по выделенным полосам в Москве и Московской области.
  • Первые три условия: наличие цветографической схемы (шашечки), фонарь оранжевого цвета на крыше и наличие сведения о разрешении, размещенное в реестре на сайте Минтранса. 
  • Виктория Кулагина

Изменения ПДД

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 23.12.2019

Новый законопроект о такси вынесли на рассмотрение: изменения для таксистов и агрегаторов

Какие изменения ждут таксистов в 2020 году?

До конца декабря 2019 года в Госдуме должны рассмотреть новые поправки в закон о такси, которые могут вступить в силу в 2020 году. Часть из них уже прорабатывалась ранее, часть – новые. Рассмотрим эти и другие новшества, которые ожидают таксистов в 2020 году в материале портала Avtospravochnaya.com.

1. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С СУДИМОСТЬЮ

Минтранс России подготовил поправки, которые запрещает водителям с судимостью перевозить пассажиров, в том числе и в такси. Перевозить пассажиров запретят при наличии судимости по «тяжёлым» статьям Уголовного кодекса РФ:

  • ст. 105 УК РФ (убийство);
  • ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
  • ст. 117 УК РФ (истязание);
  • ст. 131 УК РФ (изнасилование);
  • п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ, п. «б» ч. 4-5 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
  • ст. 135 УК РФ (развратные действия);
  • ст. 205 УК РФ (террористический акт);
  • ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества и участие в нем);
  • ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации).

В случае принятия законопроекта юрлицам и ИП будет запрещено принимать таких водителей на работу (исключение составят только случаи условного наказания). В случае принятия данного документа уже работающие водители в течение 4 месяцев со дня вступления в силу законопроекта будут обязаны предоставить справку об отсутствии судимости.

2. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С ИНОСТРАННЫМИ ПРАВАМИ

Иностранным водителям без российского гражданства будет запрещено работать на легковом такси. Данная норма коснется именно таксомоторных перевозок. Напомним, с 21 декабря 2018 года в России запрещено работать водителям с иностранными правами, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com.

Теперь пункт о допуске водителей для работы выглядит так: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона».

А пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения» в последней редакции допускает исключения: «Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Данное исключение дополнительно включено Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 204-ФЗ. То есть, по факту, водители из Киргизии, Армении и некоторых других государств бывшего СССР на сегодняшний день по-прежнему могут работать водителями в России без нарушения закона. В случае принятия поправок работать в такси смогут только граждане России.

3. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ТАКСИСТОВ

В одной из последних редакций закона о такси предлагалось обязать таксистов устанавливать тахографы на свои автомобили, что позволило бы контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. Основная цель – ограничение рабочего дня таксистов до 8 часов в день.

Развитием этой инициативы стало предложение создать некий «шлюз», через который будет собираться информация из информационной системы агрегаторов такси, а также из баз данных МВД. Это позволит блокировать работу таксистов свыше 8 часов, а также ограничивать доступ за руль водителей без полиса ОСАГО и других документов.

В последней редакции законопроекта предложен уже другой вариант – таксопаркам предлагается дать право разрабатывать собственные программы, которые позволят автоматизировать контроль за соблюдением водителем режима труда и отдыха.

Причём, должен быть предусмотрен обмен данными между приложениями разных агрегаторов такси. Это позволит избежать случаев, когда таксист сдал «смену» в одной службе такси, а дальше без отдыха начал новую «смену» в другом агрегаторе.

Ведь не секрет, что большинство таксистов зарегистрированы одновременно в нескольких службах такси.

4. ОСГОП

  • Ещё одно новшество – распространение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) на легковые такси.
  • Как говорится в пояснительной записке, доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводит к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождается повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан.
  • В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить требование об обязательном страховании ответственности перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.

Единственный вид транспорта, на который не распространяется действие закона об ОСГОП — это легковые такси. В настоящее время всё, на что может рассчитывать пострадавший пассажир такси – это  компенсация по договору ОСАГО, максимальная выплата по которому в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, составляет  500 тысяч рублей. При этом выплата за причинение вреда жизни пассажира при перевозках, осуществляемых, например, автобусом или троллейбусом,  по ОСГОП составляет 2 миллиона рублей.

5. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ТАКСИ

Депутаты предложили запретить таксистам работать на автомобилях, срок эксплуатации которых превышает 7 лет. По мнению парламентариев, это должно повысить безопасность пассажирских перевозок.

Вся информация о предприятии-перевозчике должна находиться на левом и правом бортах в передней части автомобиля, чтобы пассажир мог видеть всю важную информацию о перевозчике. Кроме того, автомобили всех таксопарков должны оборудовать системой ГЛОНАСС, благодаря которой можно будет контролировать режим труда и отдыха водителя и не позволить ему работать сверх нормы.

6. САМОЗАНЯТЫЕ В ТАКСИ

Ещё одно изменение – работа самозанятых в такси. Самозанятые могут сэкономить на уплате налогов – платить 4% от дохода при обслуживании физлиц или 6% при обслуживании юрлиц.

Раньше такой налоговый режим распространялся лишь на жителей Москвы, Подмосковья, Татарстана и Калужской области, но с 1 января 2020 года он вводится еще в Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономном округах, а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и Башкирии.

7. ЗАПРЕТ НА ПАРКОВКУ ТАКСИ ВО ДВОРАХ

С 1 января 2020 года вступает в силу приказ Минтранса, который запрещает организовывать парковку коммерческого транспорта во дворах. Он, в частности, распространяется и на автомобили такси.

Однако, речь не идёт о том, что таксистам запретят оставлять на ночь автомобили в собственных дворах.

Приказ запрещает ОРГАНИЗОВЫВАТЬ парковки, то есть нельзя делать организованную парковку таксопарка вблизи жилых строений.

8. ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ В ТАКСИ

Одно из последних предложений, которое рассмотрят в декабре 2019 года – введение ограничения количества разрешений, выдаваемых на работу в такси. Так, предлагается сделать лимит – 30 разрешений на 1000 человек населения. Кроме того, разрешение на такси могут разрешить получать в электронном виде через портал Госуслуг.

Читайте также:  Бланк строгой отчетности (БСО) Яндекс Такси: скачать образец, что это такое, зачем нужен фотоконтроль

9. АТТЕСТАЦИЯ НА ЗНАНИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Также при получении разрешения на работу в такси предлагается обучать и проверять знание водителями улично-дорожной сети города, где они планируют работать.

10. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЖУ ТАКСИСТОВ

Также предлагается не пускать за руль такси водителей со стажем менее 3 лет, если в предыдущие полгода их лишали прав.

Госдума хочет ограничить выдачу разрешений на работу в такси

С предложением дать регионам право ограничивать число разрешений на работу в такси выступил заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов. Об этом он сообщил в своём комментарии News.ru.

Свою инициативу депутат направил первому зампреду комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмиле Боковой, которая руководит временной комиссией при Совфеде, занимающейся разработкой концепции регулирования такси в России. В настоящее время Бокова готовит «собственный» пакет поправок в закон о деятельности такси.

Пресс-секретарь сенатора Павел Шараев подтвердил News.ru, что предложения Старовойтова получены и уже приняты к раcсмотрению верхней палатой парламента.

Обновлённый проект закона будет готов после консультаций с участниками рынками и с различными экспертами, — уточнил он.

Поправки к закону о такси могут быть внесены на рассмотрение в самое ближайшее время, добавил Шараев.

Своим письмом я всего лишь напоминаю сенатору Боковой, чтобы она не забыла предусмотреть в своём законопроекте несколько вещей.

Он напомнил, что в настоящее время правом ограничивать число разрешений на такси воспользовались лишь два субъекта РФ: Вологодская и Волгоградская области.

Действующая редакция закона о деятельности такси (ФЗ-69) предусматривает деятельность аукциона по выбору такси-операторов.

Аукцион — это всего два критерия: понижение и повышение цены за услугу. Однако это неправильно, так как всё-таки стоит вопрос о безопасности транспорта.

Именно поэтому я предлагаю поправки в 69-й закон, связанные с конкурсной системой, — добавил Старовойтов.

Конкурс отличается от аукциона тем, что первый кроме цены предполагает качество услуги. Конкуренты должны видеть, что предлагают все остальные участники рынка, а это уже будет сказываться на самих услугах, сказал он.

Депутат полагает, что в обновлённой версии закона необходимо оговорить возможность выдачи разрешений на такси сверх квоты.

Некоторые ситуации требуют временного увеличения таксопарка. Это динамичный вопрос, — отметил он.

Старовойтов убеждён, что в настоящее время деятельность такси «пущена в регионах на самотёк».

Однако власти на местах должны понимать, что такси также могут приносить пользу регионам. Это налоговая составляющая для бюджета. А сейчас выгоднее работать нелегалам, которые ездят на «развалюхах», что заметно сказывается на безопасности пассажиров, — подчеркнул зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и строительству.

Однако с ним не согласен координатор движения «Стоп нелегал» и «Форум Такси» Евгений Грэк. В беседе с News.ru он пояснил, что «важнее выдавать разрешение не на автомобиль, а на водителя, что позволить понять, кто и в каком количестве работает на одной и той же машине такси».

На одной машине с фальшивыми правами могут ездить сразу несколько таксистов.

Грэк сообщил, что недавний рейд позволил выяснить, что «9 из 10 водителей такси приезжает либо с поддельными документами, либо в состоянии наркотического опьянения, либо вообще без документов».

Хотя снаружи машина вроде с шашечками и со всякими разрешениями, — уточнил он.

Эксперт считает, что безопасность пассажиров может повысить закон об ограничении тарифных аппетитов агрегаторов.

До 90% заработка сейчас забирают себе агрегаторы. При этом, когда с пассажирами что-то случается, они говорят, что они — информационная служба, и ни за что ответственность нести не хотят.

Мол, своих водителей у них нет и своих машин тоже.

Но именно из-за того, что у таксистов агрегаторы забирают львиную долю выручки, они вынуждены перерабатывать, что ощутимо бьёт по безопасности российских пассажиров, — сказал координатор движения.

Грэк привёл статистику, что по независимым данным, сегодня в такси работает 92% нелегалов.

То есть рынок такси глубоко в «тени», — сказал он.

Новый законопроект о такси вынесли на рассмотрение: изменения для таксистов и агрегаторовСергей Булкин/News.ru

В свою очередь представители агрегаторов такси считают, что ограничение на количество разрешений ни к чему хорошему не приведёт и вызовет лишь повышение цен и даже возвращение чёрного рынка.

Для рынка такси важен баланс спроса и предложения. Лимитирование числа разрешений на такси может искусственно ограничить предложение, что вызовет рост цен и рост чёрного рынка, где нет контроля за качеством услуг, страхования и безопасностью поездок, — сказала News.ru пресс-секретарь «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова.

В данной связи любые регуляторные решения должны приниматься с учётом этого, считает она.

Такси на светлую сторону. Как повысить безопасность пассажиров

Обсуждаемый в Государственной думе законопроект, цель которого определить ответственность цифровых агрегаторов перед пассажирами и повысить безопасность перевозок, вызывает немало споров у участников рынка.

Они видят в нем множество недоработок и проблем. При этом сегодня, в пандемию, когда такси начинает пользоваться все большей популярностью, необходимость регулирования рынка такси становится особенно актуальной.

Новый законопроект о такси вынесли на рассмотрение: изменения для таксистов и агрегаторов

«Такси на грани». Под таким названием, которое вполне годится для романа в стиле Артура Хейли, 29 октября прошел круглый стол, посвященный законопроекту об агрегаторах такси.

Большинство участников мероприятия, организованного газетой «Коммерсант», уверены, что в случае принятия закона, он возложит на агрегаторов большую ответственность за безопасность такси.

Закон будет жестко лимитировать число водительских разрешений на работу, ситуация может только ухудшиться.

Закон, внесенный в конце декабря прошлого года депутатами от партии «Единая Россия», в частности, предполагает создание единого реестра служб такси в каждом регионе. Реестр, по мысли законодателей, должен улучшить ситуацию с безопасностью, и только после включения в него компании могут начать работать.

Таксист: «индивидуальный предприниматель» лучше юрлица

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Светлана Гусар поддерживает создание реестра, однако считает, что он должен действовать на федеральном уровне, так как ведомства предоставляют «разнородную статистику»: «Тогда мы будем понимать, сколько транспортных средств работает, сколько водителей получили право допуска к профессии». Последняя инициатива могла бы стать механизмом для «сдерживания агрессии со стороны водителей».

«Требования к водителям тоже должны стать более жесткими», — полагает Гусар. Необходимо ввести разрешение на работу для водителей такси, запретить доступ гражданам с непогашенной судимостью, а также лицам, у которых есть проблемы, связанные с медицинскими показаниями.

При этом необходимо обеспечить и права самих водителей, которые сегодня сильно отличаются от прав водителей другого городского автотранспорта. Речь идет как о возможности отпусков, так и норм переработки.

«Отсутствие подобного рода норм сейчас прямо сказывается на водительском контингенте», — считает Гусар, которая также отмечает, что из-за «сложившейся ситуации в такси идут «незащищенные группы, в том числе мигранты».

Представитель агрегатора Gett Ольга Дашевская привела любопытную статистику. Водители, имеющие статус ИП, попадали в ДТП в два раз меньше чем те, чьи автомобили были оформлены на юридическое лицо. Эксперты объясняют это тем, что владельцы личного транспорта больше уделяют время отдыху.

Стоит отметить, что пока лишь небольшое количество водителей работает в качестве самозанятых и ИП. Налоговики вместе с сервисами занимаются активным продвижением этих двух налоговых статусов, и количество самозанятых таким образом растет. Новый статус самозанятого позволяет государству получать налоги с доходов таксистов напрямую.

Однако большая часть водителей получает деньги от платформ такси по схемам разных оттенков серости, что не позволяет государству обложить их подоходным налогом. В этом смысле возможным решением могла бы стать трехсторонняя схема, закрепленная на уровне налоговой, банков и сервисов такси, которая бы позволила обложить обязательным налогом подобные денежные переводы.

В принципе, все три стороны уже понимают, что происходит, но не спешат с договоренностями.

Представитель компании «Яндекс.Такси» по связям с государственными органами Антон Петраков напомнил о водителях такси, имеющих статус самозанятых. Для этой категории лиц работа в такси — это дополнительный доход, и работать они собираются неполный день. По его словам, платформы готовы нести субсидиарную ответственность с такими водителями в случае причинения вреда или ДТП.

Дрожит путевой лист

Сегодня, как констатируют участники рынка, требований к водителю нет никаких. То есть любой человек, обладающий требуемым по закону стажем и имеющий водительские права России и еще нескольких стран, довольно просто может стать водителем такси. В этом смысле потребности трудовой мобильности соблюдены, и в случае потери работы довольно легко начать зарабатывать, работая в «цифровом такси».

Однако требования к машине уже гораздо более высокие. На машину необходимо получить лицензию, сама она бесплатная и выдается за неделю, но из-за особенностей цветовой схемы легального такси в Москве фактически это означает, что редкий «частник» станет оклеивать семейную машину по всем правилам.

Из этого же вытекает еще одно требование московских властей: в машине вместе с водителем должен быть должным образом, оформленный путевой лист.

Якобы не предъявляя никаких требований к водителю (сертификация и лицензирование водителей отсутствует в городе полностью), столичные власти возлагают ответственность за безопасность такси на перевозчика, который каждый день формально (не означает, что обязан в действительности) обязан проверить состояние водителя и машины для выхода на работу. Такой нормы нет нигде в мире, кроме России, и досталась она нам в качестве пережитка советской системы.

Цвет машины и наличие путевого листа привели к тому, что подавляющее большинство машин в городе принадлежат не самим водителям, а паркам. Именно они по закону должны следить за соблюдением водителем требований законодательства.

Фактически это превратилось в игру, где каждый участник неплохо знает свою роль. В случае нарушения правил игры, государство грозит санкциями: машину могут забрать на штрафстоянку на длительный срок, а собственника подвергнуть крупному штрафу.

Читайте также:  Как в Убер добавить несколько адресов: подробная инструкция

При этом водитель, как правило, не несет никакой серьезной ответственности и почти ничем не рискует.

Цифра поможет «шашечкам»

Сегодня агрегаторы такси занимают около 60% легального рынка. Однако, по данным разработчиков законопроекта, нелегальные переводчики также занимают весомую долю 12%.

И игроки рынка такси, и государственные органы сегодня согласны в одном – ситуация на рынке такси нуждается в изменениях. Однако, как отметил главный аналитик Ассоциации цифрового транспорта и логистики Андрей Ионин, проблему «цифрового такси» необходимо рассматривать вкупе со всем цифровым общественным транспортом: «Агрегаторы такси — это часть цифровой экономики». 

При этом несмотря на то, что государство пока в этом процессе «слабое звено», отмечает Ионин, есть и положительные моменты. В России на сегодня уже есть экосистемы «Яндекса» и «Сбербанка», которые значительно облегчают жизнь агрегаторам.

Несмотря на кажущуюся жесткость российского законодательства, практический анализ показывает, что в России сложились относительно либеральные условия для реализации новой модели цифрового такси.

Обусловлено это несколькими факторами: несоблюдением (вольной трактовкой) федерального законодательства на уровне регионов и несоблюдением региональных требований на уровне таксопарков (игра в бюрократию).

Стоит отметить, что текущая система безопасности в такси полностью базируется на возможностях технологического регулирования со стороны сервисов такси (крупнейший из них, конечно же, «Яндекс»).

Именно платформа сейчас принимает решение, соответствует ли машина и водитель требованиям безопасности.

В целом (и международный опыт других платформ подтверждает это) сервисы такси справляются с этой задачей очень сносно, хотя полностью избежать рисков злоупотребления системой, по понятным причинам, не удается.

Сегодня компании-агрегаторы сами уделяют большое количество времени проверке качества транспортных средств квалификации водителей, предрейсовому техосмотру и страхованию ОСАГО.

Однако предрейсовое техническое освидетельствование автомобиля и медосмотр водителя агрегатор без цифровой системы сделать не может.

Законодательство должно решить эту проблему, говорит Дашевская из Gett: «Возложить на нас законом обязанности, которые мы не сможем выполнять, не имеет смысла».

Большинство агрегаторов такси подчеркивают, что сегодня они несут добровольную функцию по страхованию пассажиров. Нормы в законе нет, но она должна появиться, уверены страховщики и защитники прав пассажиров.

Таким образом, видится, что деятельность законодателей в отношении нового закона о такси направлена совсем не на то, на что требуется.

Если перед государством стоит цель, как хотелось бы верить, обеспечить занятостью население, то решать следует вопросы безопасности и налоговых сборов.

Сделать это можно на основании технологий, которые уже разработаны и протестированы во всем мире, не только в России, и успешно применяются у нас в таких сервисах, как «Яндекс.Такси».

В сотрудничестве с сервисами такси и разработкой необходимых регламентов соблюдения безопасности водителем и для машины можно решать вопросы повышения безопасности перевозок в такси.

Если добавить в схему системообразующие и технологичные финансовые организации можно снять проблему сбора подоходного налога с водителей. Все карты уже на руках у государства, надо просто перестать их тасовать и определиться с тем, с какой зайти.

Идти путем воскрешения законов для такси, которые были актуальны в советские времена, представляется тупиковым направлением развития отрасли.

Перефразируя известного советского сатирика Аркадия Райкина, блистательно сыгравшего водителя такси в одной из своих миниатюр, можно отметить, что у общества есть «претензии к шашечкам». Но, чтобы «шашечки» не просто ехали, а везли с комфортом, необходимо найти баланс между интересами всех.

Рассмотрение нового закона о такси в ГД: перемены на грани фола

Рассматриваемый Думой в начале 2020 года законопроект № 864881-7 «О госрегулировании перевозок легковыми такси» спровоцировал противоречивую реакцию парламентариев, представителей бизнеса и частных предпринимателей 

Неудивительно, что новая версия проекта «повисла» на принятии в первом чтении.

На что нацелены изменения?

Проект профильного закона направлен на выведение в правовое поле участников рынка, цифровизацию отрасли, четкое определение зоны ответственности агрегаторов.

Ответственность

Закон призван привлекать службы такси (агрегаторов) к ответственности за проблемы с ДТП и клиентами. Пока, в случае аварии с машиной, они просто перенаправляют пострадавших по месту регистрации таксопарка (в другой город) либо вынуждают водителя самостоятельно возмещать нанесенный ущерб.

Квоты на число машин

В документе прописано, что субъекты России имеют право устанавливать предельное число легковых таксомоторов. Минимальная планка, за которую нельзя заходить, составляет 30 авто на 1 000 жителей региона. Имеющаяся и в действующем ФЗ-69 эта норма пока не применялась.

Разрешение на осуществление деятельности

В указанном пункте устранена нестыковка в отношении самозанятых, имевшаяся в прежней версии. Они получат разрешение на ведение трудовой деятельности наравне с юрилицами и ИП.

Таким образом, снят прецендент, когда самозанятым законодательно позволялось таксовать, но не предоставлялось возможности получить на это официального разрешения.

Также прописывается норма о передаче транспортного средства другому юрлицу.

Требования, запреты

Самая спорная и обсуждаемая часть законопроекта касается ограничений.

Проверки и цифровая медицина

  1.  Водитель таксомотора попадает под аттестацию на ориентирование в дорожной секте субъекта РФ, которым выдается разрешение на пассажироперевозку.
  2.  Обязательные виды медосмотра (предрейсовый и послерейсовый) он сможет проходить удаленно. То есть, используя сервисы телемедицины (дистанционного обслуживания).

Закрывается доступ в профессию некоторые категории граждан

Запрет на работу водителем грузового и легкового такси распространяется на граждан с непогашенной уголовной судимостью по статьям об:

  • убийстве (ст. 105 УК РФ),
  • истязаниях (ст. 117 УК РФ),
  • умышленном нанесении вреда здоровью в тяжелой форме (ст. 111 УК РФ),
  • терроризме (ст. 205 УК РФ),
  • изнасиловании (ст. 131 УК РФ) и действиях, относящихся к указанной категории (ст. 132 УК РФ).

Мигрантам разрешено работать, но при наличии прав РФ.

Запрет на использование иностранных ВУ — один из наиболее обсуждаемых пунктов проекта. Сейчас в нем относительно полно отражены нормы допуска граждан к управлению таксомотором. Указан и запрет на применение иностранных водительских удостоверений.

Страх последнего велик среди агрегаторов, поскольку мигранты составляют основной штат компаний. Согласно статистической информации, предоставленной ГИБДД, общий рост аварий преимущественно ассоциируется с участниками ДТП из Средней Азии.

По Москве, в легковом и грузовом сегменте таксоперевозок, последних насчитывается от 60 до 90%.

Очевидно, что меры по ограничению притока иностранных граждан будут дорабатываться, хотя полный запрет парламентарии оценивают как недостижимый, даже на фоне крайней потребности высвободить рабочие места для россиян. — Неизбежен переход в теневую сферу, нелегальный извоз.

Пока же идет поиск правового урегулирования и баланса ситуации: платформа занятости у многих таксистов приняла промежуточный вид, трудно фиксируемый и лавирующий между самоизвозом и бизнес-деятельностью. — Это важный момент, на который опираются парламентарии стратегически, чтобы не принимать мер, ведущих к большей утрате налогового сбора и госконтроля над деятельностью.

Новый законопроект о такси вынесли на рассмотрение: изменения для таксистов и агрегаторов

 © KM.RU, Алексей Белкин

Введение для таксоагрераторов солидарной ответственности

Сервисы заказа услуг (включая и крупные службы, агрегаторы) возьмут на себя ношу солидарной материальной ответственности перед пассажирами. Планируется покрыть, таким образом, сферу действий индивидуальных предпринимателей и самозанятых, сопряженную с предоставлением перевозок и возникновением ущерба, который самостоятельно те не в силах компенсировать.

В зоне ответственности:

  1. Сервису заказов вменяется в обязанность ежедневно, пользуясь профилем личного кабинета, пересылать информацию о местонахождении и планах передвижения таксомоторов.
  2. Агрегаторам придется каждый день проводить инспекцию документов у таксистов: у всех перевозчиков должно быть действующее разрешение, иначе операторы не имеют права передавать им заказ. Для юрлиц за подобное нарушение предусмотрен первичный штраф в 100–200 тыс. руб.
  3. Возмещение пассажиру ущерба до 2 млн руб. должно фактически обеспечиваться. Граждане (при возникновении инцидента) смогут выбрать, с кого получать компенсационную выплату, — с бизнесмена, онлайн-сервиса либо вместе взятых.

Резюме

  1.  Законопроект учитывает специфическую ситуацию российского рынка таксоперевозок, включая предложения и запросы от IT-компаний, возможности инфосервисов.

  2. Попытка защитить потребителя услуг — прописанная солидарная ответственность за вред (жизни, здоровью, багажу) — это существенный шаг в сторону правового регулирования и реального видения ситуации.

    Как правило, ИП и самозанятые граждане не имеют материальной возможности для возмещения ущерба, зато таковой обладает таксопарк.

  3. Законопроект заручился поддержкой крупных агрегаторов, среди которых «Везет», Gett, «Яндекс.

    Такси» в области несения солидарной ответственности и подтверждения таксистами водительской квалификации (ВУ РФ).

Ведется диалог с компаниями по предложениям и доработкам. Однако стоит скептически отметить, что общий текст закона остался неизменным, не считая незначительных поправок.

Желание вывести сферу в правовое поле дается сложно, оборачиваясь не очень уместными запретами. На кону баланс интересов игроков и участников рынка: таксистов и пассажиров, парков и служб заказа. Важно не завышать требований к водителям, не ограничивать числа машин, без реальной необходимости. Приходится помнить, что перечисленное влечет уход в «серую зону», где нет места контролю качества, безопасности, страхованию.

Таксистов ставят на счетчик

Властям Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут разрешить вводить регулируемые тарифы на услуги такси. Это предусматривает, выяснил “Ъ”, новая версия законопроекта о реформе отрасли.

Документ также предусматривает запрет на управление таксомотором для водителя с тремя неоплаченными штрафами и обязательную установку датчиков контроля усталости таксистов.

Предложения уже раскритиковали эксперты ОНФ и участники рынка, а московские власти, напротив, идеи поддержали.

Законопроект о масштабном реформировании отрасли такси, напомним, в 2015 году был внесен группой депутатов в Госдуму и принят в первом чтении в 2018 году. “Ъ” неоднократно рассказывал об этом документе. Авторы намеревались установить ответственность агрегаторов заказов, ужесточить правила для таксистов и т. д.

С момента первого чтения в СМИ сообщалось о нескольких вариантах поправок, которые направлялись в государственно-правовое управление администрации президента (АП) для консультаций и возвращались в Госдуму на доработку.

В ноябре этого года, по данным “Ъ”, АП обратилась в ОНФ, представители которого часто привлекаются для подготовки законопроектов, с просьбой представить свои замечания к новой редакции документа.

Последняя версия документа, по данным “Ъ”, содержит ряд нововведений.

Властям Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя разрешат установить «регулируемый тариф» на услуги такси, а также порядок компенсации расходов, которые понесут перевозчики в результате регулирования.

Администрации других городов тоже должны иметь право вводить пониженные тарифы или вообще бесплатные поездки, к примеру, во время ЧП или для перевозки врачей во время пандемии, пояснил “Ъ” первый замглавы комитета Госдумы по транспорту (один из авторов поправок) Виталий Ефимов.

Региональные власти смогут также запретить садиться за руль водителям, не прошедшим «аттестацию на знание расположения наиболее значимых объектов инфраструктуры субъекта РФ» и путей подъезда к ним. Планируется, по сведениям “Ъ”, запретить управлять такси лицам, имеющим более трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД за год.

Обязательным условием работы в такси станет также установка на автомобиле «устройств контроля внимания и усталости водителя», применяемых сегодня в метрополитене и «Мосгортрансе» (для этих целей устанавливаются лазерные датчики, следящие за глазами водителей).

В департаменте транспорта Москвы право на регулируемый тариф воспринимают как возможность установить минимальные расценки на услуги.

«Это необходимо для недопущения занижения зарплаты водителей из-за навязывания агрегаторами своих цен, — пояснили “Ъ” в ведомстве.

— Мы также уверены, что лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также имеющие более трех неуплаченных штрафов не могут работать водителями такси.

Рассчитываем, что новый федеральный закон позволит сделать поездки более комфортными и безопасными как для пассажиров, так и для самих водителей».

В таком виде законопроект принимать нельзя, считают в ОНФ (отзыв направлен в АП вчера): госрегулирование тарифов может применяться лишь как «исключительная» мера, применимая в случаях отсутствия конкурентной среды. Установление в Москве минимального тарифа на поездку (например, в 250 руб.

) приведет к падению объема перевозок легковым такси на 30% и снижению заработка водителей на 10–15%, посчитали в ОНФ. В результате 25% всех пассажиров пересядут на личные автомобили, что создаст дополнительные пробки.

Норма же про обязательную аттестацию водителей на знание города сформулирована «неопределенно» и оставляет «широкий простор для злоупотреблений», что создает «коррупционные риски». Минимальное количество штрафов, при котором водитель теряет право водить такси, ОНФ предлагает поднять с 3 до 50, но принимать во внимание и оплаченные.

Оснащение машин такси устройствами контроля водителей обойдется участникам рынка в 100 млрд руб., предупреждает ОНФ, что спровоцирует многих перевозчиков уйти в тень.

В «Ситимобиле» также назвали «нецелесообразным» регулирование тарифов: «Мы еще не видели проектов методик по компенсации выпадающих доходов для водителей, поэтому невозможно дать бизнес-оценку такому нововведению».

Комментируя планируемые запреты для таксистов—нарушителей ПДД, в компании заметили, что «есть штрафы за незначительные проступки и, учитывая загрузку водителя, надо четко понимать, по каким статьям будут фиксироваться эти три нарушения».

Внедрение систем контроля усталости в «Ситимобиле» поддержали, заметив, что нужно предусмотреть «переходный период и открытый доступ производителей и разработчиков с целью создать конкурентные условия для поставщиков».

В компании также рассказали, что все версии законопроекта «в основном проходят без обсуждения с бизнес-сообществом».

«Авторы закона до сих пор никому не объяснили, какую задачу они решают регулированием тарифов,— говорит директор по корпоративным отношениям и связям с госорганами «Яндекс.Такси» Антон Петраков.

— Если это якобы забота о заработке водителей, то это медвежья услуга: чем выше стоимость поездки, тем меньше людей ездят на такси, тем больше водитель простаивает вхолостую и тем ниже его доход».

Требование аттестации на знание города он назвал «избыточной мерой в эпоху цифровых сервисов»: «Возможно, авторы законопроекта не знают о существовании бесплатных приложений, которые прокладывают путь с точностью до подъезда. Кроме того, непонятна процедура этих аттестаций, а также кто и по каким принципам будет их проводить».

Иван Буранов

Эксперты ОНФ: Нынешний законопроект о такси «вымоет» самозанятых таксистов с рынка и приведет к росту тарифов

Если проект закона о такси, который готовят в Госдуме ко второму чтению, будет принят в нынешней редакции, это приведет к серьезным негативным последствиям, считают эксперты ОНФ.

В частности, установление государственного регулирования тарифов в городах федерального значения, требования к наличию желтых номеров, цвету кузова автомобиля, запрет на работу без посредничества агрегаторов заставит большое число самозанятых уйти с рынка.

Те, кто подрабатывают извозом в свободное время, не потянут эти расходы и не смогут выполнить требования, что лишит их семьи дополнительного заработка, а цены на услуги такси неизбежно вырастут.

По оценкам участников рынка, до 50–60% водителей легкового такси в стране являются самозанятыми – они занимаются извозом нерегулярно на собственных автомобилях. Эти люди с большим трудом смогут выполнить требования законопроекта о такси или не смогут вовсе.

К нынешним нормативным требованиям о наличии специальной цветографической схемы на кузове («шашечки», опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше) законопроектом добавляются специальные регистрационные знаки желтого цвета, а также разрешение регионам вводить единый цвет кузова.

Уход с рынка большого числа самозанятых приведет к тому, что цены на услуги такси вырастут, особенно в часы пик, когда именно за счет большого количества «подработчиков» удается удерживать тариф. Или же водители перейдут в нелегалы.

Неизбежно спровоцирует уход «в тень» многих перевозчиков и требование оснастить автомобиль устройствами контроля внимания, усталости, времени работы и отдыха.

По оценкам участников рынка и экспертов, стоимость оснащения автомобилей легкового такси этими устройствами в масштабах страны превысит 100 млрд руб.

Заметно эффективнее и дешевле было бы создание государственной информационной системы.

При этом эксперты ОНФ отмечают, что ежегодно происходит все больше аварий с участием такси, основная причина которых – усталость водителей.

Но применяемые сейчас способы контроля рабочего времени таксисты легко обходят: когда агрегатор перестает направлять заказы водителю, проработавшему более восьми часов, тот переходит в приложение другого агрегатора, поэтому нужно создание единой системы, которая бы аккумулировала данные из различных источников.

К росту стоимости услуг приведут и другие излишне жесткие требования. Так, законопроект фактически запрещает работать в такси индивидуальным предпринимателям или самозанятым без участия агрегаторов. Но самозанятые могут не нуждаться в услугах службы заказа, если у них наработана клиентская база или они, например, по договору перевозят сотрудников предприятия.

Абсурдным выглядит запрет на управление такси для водителей, которые имеют более трех неуплаченных административных штрафов за нарушения ПДД за предшествующий год.

Из документа следует, что важен не факт совершения таксистом правонарушений, а лишь его аккуратность в оплате квитанций.

То есть водитель, который регулярно превышает скоростной режим, нарушает правила парковки и разметки, но при этом исправно платит штрафы, с точки зрения авторов законопроекта, менее опасен на дороге, чем тот, кто случайно допустил три нарушения за год и не заплатил за это.

В ОНФ уверены, что нужно исключить и положения законопроекта, которые допускают государственное регулирование тарифов такси на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Госрегулирование тарифов применяется как исключительная мера при отсутствии конкурентной среды – в основном в сферах действия так называемых «естественных монополий».

А рынок перевозок такси является высококонкурентным и демонстрирует стабильный рост – с 441 млрд руб. в 2015 г. до 709 млрд руб. в 2019 г.

Эксперты рынка подсчитали, что если в Москве установить минимальный тариф на поездку на такси, например, в 250 руб., объем перевозок упадет на 30%, заработок водителей снизится на 10–15%.

При этом каждый четвертый пассажир пересядет на личный автомобиль, количество машин в городе вырастет на 10%, а это приведет к дополнительной нагрузке на парковки.

Эксперты ОНФ обращают внимание и на то, что нормы законопроекта заметно увеличивают роль агрегаторов на рынке, переносят на них часть функций государственных органов и перевозчиков, а это создает риски злоупотребления со стороны служб заказа такси.

Зато законопроект по-прежнему не дает полноценной возможности применять к работе такси нормы закона «О защите прав потребителей».

Пассажиры могут с его помощью защитить свои права лишь в случае, если в качестве перевозчика выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

А если таксист – самозанятый, пассажиры не могут считаться потребителями. Неприменимы нормы о защите прав потребителей и по отношению к агрегаторам.

Эксперты Народного фронта выступили против принятия законопроекта во втором чтении в такой редакции и направят в Госдуму свои предложения по его корректировке.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *